Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка по математике (младшая группа)

сергеева татьяна анатольевна

Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshaya_gr._moy_2020.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:


Познавательно – исследовательский проект

«Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Подготовила:

Сергеева Татьяна Анатольевна,
воспитатель

Санкт-Петербург 2020

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети младшей группы № 2, воспитатель, родители.

Срок проведения проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.

Исполнители проекта и основные участники: воспитатель и дети младшей группы № 2.

Пояснительная записка: 

Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями, которые активно влияют на формирование умственных способностей. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания, дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. А в конечном итоге эти знания, помогут им в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Чтобы научить детей младшего дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения. Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом. Занимательные игровые ситуации, игровые упражнения, развивающие и дидактические игры, с использованием наглядного материала (схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, помогают детям запомнить сложный материал.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Цель проекта: формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

  • прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребенка усвоение начал математики;
  • формировать первичные представления о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  • совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте);
  • способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Методы реализации проекта:

  • Практические (игровые)
  • Словесные
  • Наглядные

Формы реализации проекта:

Проект реализуется в режимных моментах, индивидуально и с подгруппой, 2 раза в месяц.

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
  • Дидактические игры и упражнения; игровые задания;
  • Стихотворный материал, загадки, считалки;
  • Рассматривание иллюстративного и демонстрационного материалов;  
  • Наглядная информация для родителей.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что организованная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность, будет способствовать повышению уровня формирования и развития математических представлений детей:

  • проявляют заинтересованность к самому процессу познания математики;
  • увеличился интерес к усвоению математических представлений при помощи игр, игровых упражнений;
  • активно включаются в игры на сравнение, классификацию, ориентировку во времени и пространстве;
  • стремятся к достижению поставленной цели, преодолению трудностей, боязни сделать ошибку;
  • стараются работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности детей.

I. Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный):

  • Изучение соответствующей научно-методической литературы по выбранной теме;
  • Знакомство с проблемой для формирования целей и задач (определение уровня сформированности математических представлений детей младшей группы – мониторинг);
  • Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями, наглядным и раздаточным материалом;
  • Планирование работы по реализации проекта;
  • Создание в группе, соответствующей РПП среды.

2 этап (практический, основной):

Совместная деятельность педагога и детей

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РПП среды

сентябрь

Проведение мониторинга, с целью выявления объёма сформированности представлений детей.

Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта.

Подготовка инструментария для проведения мониторинга.

октябрь

1.Учить детей выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, называя ее словом «много».

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы»;

«Самолеты».

2.Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактические игры:

«Геометрическое лото»

«Найди пару»

Помощь родителей в изготовлении и приобретении игр, раздаточного материала

Подготовка практического материала

ноябрь

1.Формировать представление «широкое – узкое», «длиннее – уже»

Дидактические упражнения:

«Найди дорожку к домикам»

«Разложи полотенца»

2. Учить группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины;

Формировать умение соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький.

Дидактические упражнения:

«Подбери по цвету»

«Кому какая форма»

«Три квадрата»

Консультация на тему «Весёлая математика»

Пополнение картотеки математических игр по возрасту детей.

декабрь

1.Знакомить детей с числительными в пределах 5

Дидактическая игра:

«Паровозик с цифрами»

2. Формировать пространственные представления, учить определять положение предмета с помощью предлогов: на, под, в, за, относительно себя.

Игровое упражнение:

«Где птичка?»;

«Угадай, куда положил?»;

Подборка загадок, стихотворений, пальчиковых игр.

январь

1.Определение положения предмета и называния его с помощью опорных слов: «впереди от тебя», «справа». «слева», «сзади».

Дидактическое упражнение:

«Угадай, кого (чего) загадали?»

«Справа – слева, сверху – снизу»

Подборка картинок- загадок по теме.

февраль

1.Формировать временные представления детей, наполняя их конкретным содержанием.

Дидактическая игра:

«Когда это бывает?»;

 «Времена года»

2.Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро». «день». «вечер», «ночь».

Дидактическая игра:

«Назови соседей ночи (утра, вечера)»;

«Назови пропущенное слово»

Консультация на тему:

«Развитие математических способностей у младших дошкольников».

март

1.Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету; форме и величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Дидактическая игра:

«Соберем бусы»;

«Помоги маме украсить варежки»

2. Закрепить способы соотнесения элементов одного множества с элементами другого множества (накладывания и прикладывания).

Дидактическое упражнение:

«Угостим зайчиков»

«Чаепитие»

Пополнение картотеки физ.минуток.

апрель

1.Упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре.

Дидактическая игра:

«Паровозик с цифрами»

 «Раз, два, три, четыре…»

2. Развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности.

Дидактическое упражнение:

«Выложи узор»

«Подбери винтик»

«Выбери мозаику  нужного цвета»

Пополнение раздаточного материала

май

1. Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных знаний, динамики развития воспитанников.

Отчёт по итогам проекта на родительском собрании.

Подготовка фотоматериалов по проекту.

3 этап (заключительный):

Оформление фотоматериалов по проекту, представление фотоотчёта на педсовете.

II. Оценка результативности проекта:

Если в ходе реализации проекта у детей развился  интерес к  познавательной деятельности не только во время НОД, но и в различных режимных моментах, начали формироваться такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое, появился  больший интерес к занятиям по ФЭМП, возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...