Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме

Романова Ольга Юрьевна

Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательско – творческий проект на тему : «Индивидуальный подход в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками» Выполнила слушатель: Романова О.Ю. МАДОУ д/с №32 «Орлёнок» г .Домодедово

Слайд 2

Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников. Предмет исследования: общение как средство развития речи. Цель исследования: выявить условия развития связной речи в процессе общения старших дошкольников со сверстниками

Слайд 3

Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретические основы развития связной речи в процессе общения старших дошкольников со сверстниками. 2. Выявить особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 3. Изучить формы и методы развития связной речи старших дошкольников в процессе общения.

Слайд 4

Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Анализ опыта работы по развитию связной речи в процессе общения. 3. Наблюдение за речевой деятельностью в процессе общения. 4. Анализ детских высказываний. 5. Опытно-практическая деятельность.

Слайд 5

Задачи констатирующего этапа: 1.Определить группу детей. 2.Подобрать методики для обследования связной речи детей дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 4.Провести обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Критерии оценки: При оценке уровня овладения ребенка способами и средствами общения мы руководствовались критериями оценки , разработанными А.Г. Арушановой . Высокий уровень (10 – 12 баллов). Ребенок хорошо ориентируется на партнера- сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний ( диалогического и сопряженного циклов) Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано. Средний уровень ( 6- 9 баллов) Ребенок эпизодически ориентирован на партнера – сверстника, инициативно к нему обращается , отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера . Общение доброжелательное. Низкий уровень ( 5 и ниже баллов) Ребенок пытается решать поставленную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликт.

Слайд 7

Результаты констатирующего этапа Уровни Количество детей Высокий 3 Средний 2 Низкий 3

Слайд 8

З адачи формирующего этапа: Совершенствовать диалогическую речь (умение слушать партнёра, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся опыт в форме устного текста); Закреплять навыки монологической речи в процессе общения.

Слайд 9

Для решения поставленных задач я стремилась создать условия для общения. Прежде всего мной был подобран ряд дидактических игр для формирования коммуникативных отношений, развития диалогического общения.

Слайд 10

Д етям предлагался усложнённый вариант игр парами. Если на констатирующем этапе они сами выбирали себе партнёра, то сейчас они могут выбрать его или путём жеребьёвки, или по совету воспитателя. Игры парами обучают диалогическому общению, ориентировке в игре на партнёра, соблюдению очерёдности при выполнении задания, обращению к собеседнику доброжелательно, адресованно .

Слайд 11

В этих играх участвовали не только мальчики, но и девочки. Наблюдения за общением детей во время конструктивных игр показало, что участие в них способствует развитию умений формулировать вопросы, планировать свои действия, поделиться мыслями. Целями совершенствования диалогических навыков служат конструктивные игры, когда 2-3 детям предлагалось сделать конструкции по картинкам. Нужно было договориться о начале и последовательности изготовления сооружения.

Слайд 12

Развитию диалогических навыков также служат различные сюжетно – ролевые игры. Желание общаться побуждает ребёнка выражать свои намерения, мысли, желания более чётко, ясно. Параллельно развиваются социально – нравственные качества, эмпатия .

Слайд 13

Для развития диалогического общения важна игра – драматизация. Принимая на себя роль, ребёнок встаёт в позицию персонажа и вынужден координировать игровые действия с партнёрами . Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания и многократного воспроизведения текста без учебной установки на пересказ.

Слайд 14

В развитии коммуникативных навыков и отношений большую роль играет продуктивная деятельность детей. Желание помочь, обсудить, объяснить, показать заставляют детей находить нужные слова, в ести достойный диалог.

Слайд 15

Составление рассказа по схеме. Для развития монологической речи детям предлагалось составить рассказ об игрушке.

Слайд 16

Уровни развития связной речи на констатирующем и контрольном этапах Уровни Количество детей Констатирующий этап контрольный этап Высокий 3 4 Средний 2 3 Низкий 3 1 этапах исследования

Слайд 17

Вывод: Как видно из таблицы в развитии связной речи детей произошли положительные изменения. Увеличилось число детей с высоким уровнем, за счет того, что один ребенок ( Марина М.) перешел из среднего уровня в высокий. Двое детей ( Настя П. и Алёша Е) показали более высокие результаты и поднялись до среднего уровня. По- прежнему на низком уровне осталась Лиза С., у которой наблюдается задержка речевого развития. По рекомендации психолога и логопеда девочка не пойдет в школу в этом году, а останется в детском саду. По результатам проведенной нами работы можно считать, что использованные нами формы и приемы работы с детьми дали положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»

Проект: «Ручеек красивой речи»Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, сод...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого...