Игра- как коррекция поведения дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сычева Елена Алексеевна

Игры и упражнения для коррекции поведения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korektsiya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

 « ИГРА - как коррекция поведения дошкольников».

Поведение ребёнка-это важная составляющая развития  дошкольника. Любые  нарушения  в развитии личности сразу же проявляются в его поведении.

Для коррекции  такого поведения : импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного и конформного, имеется   игровая деятельность.

Детям легче решить межличностные проблемы в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других детей.

Так какие же  ИГЫ мы можем использовать :

Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными дошкольниками.

  1. Игры – драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.
  2. Коллективные дидактические игры как  инструмент коррекции протестного поведения.
  3. Сюжетно-ролевые игры  для коррекции демонстративного поведения.
  4. Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения.

Рассмотрим все по порядку.

  • Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям (т. е научиться их не нарушать).
  • В играх – соревнованиях правила чёткие, понятные и открытые. Это создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Такие игры для импульсивного  и нетерпеливого ребёнка – как испытание. Поначалу такие игры сопровождаются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают, и ребёнок приобретает выдержку и самообладание.

Примером такой игры может служить настольная игра « ЛОТО». На первый взгляд игра элементарная, но в то же время очень полезная для импульсивных детей. Со временем игру можно усложнить: подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности и наблюдательности (играть с 2 карточками); внести в игру дополнительные запреты; ввести в игру новые формы организации (штрафы за нарушение правил); придумывание своих правил.

  • Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, у которых со временем формируются представления о ценности коллективных достижений. Вхождение  такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению  его целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Игры-драматизации – это театрализованные  игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Такие игры целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы.
  • Раскрепощающие психотехнические игры- это специальные игровые упражнения. в которых содержится явная и скрытая формула поведения, отношение к себе или к окружающим. Примером служат игровые формулы – внушения: « Я могу сам…» « Я уже научился…», « Я смелый и решительный. Я сейчас выйду и  хлопну в ладоши» и т.д.
  • Образно – ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей. В них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е. исполняя какую-либо роль ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Например, ребёнок может в своём видении «зайчика» исполнить его роль (смелого, слабого, непослушного…). Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен. Если ученик воплотит два  противоположных образа одного персонажа. Это позволяет ребёнку осознать и оценить самого себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.
  • Коллективные дидактические игры необходимы упрямым и эгоистическим детям, из-за которых  они не владеют в достаточной степени навыками  взаимодействия со сверстниками.  Нередко это приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо включать такого ребёнка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Это заставляет ребёнка  выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия. Суть такой деятельности является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий. Приоритетным  в таких играх является развитие  у играющих таких навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интеллектов. Элементы же этого сотрудничества и ориентации на партнёра являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса. Например, игра парами « Собери кораблик». Найденная в игре атмосфера становиться значимой и в дальнейшей жизни ребёнка.
  • Сюжетно-ролевая игра  в отличие от других игр является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующимся  эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал таких игр заключается ещё в том, что в дошкольном возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.

Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет) 

Цель: снятие общей агрессии.

     Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.     Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек. 

Детский футбол (для детей с 4 лет) 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. 

Качели (для детей с 4 лет) 

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

     Участвуют ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. 

Жмурки (для детей с 4 лет) 

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

     Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку. Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет) 

Цель:  коррекция страхов, отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

     Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет. 

     Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).

Жужа (для детей с 6 лет) 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

Сказка о страхе 

    Цель: коррекция страхов.

     Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?    Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Москва, 2004 г.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.

Когда  мы говорим об игровых технологиях коррекции поведения детей, имеем в виду системную работу включающую диагностику и комплекс игр, направленную на решение этой проблемы.Поведение дете...

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Игры для коррекции поведения дошкольников

Игры для коррекции поведения дошкольников 1. Игры с правилами (игры - соревнования).«Воробьиные драки»Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе,...

Игровые технологии в коррекции поведении дошкольников

Данный материал ознакомит педагогов с типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. Что позволит выстроить алгоритм организации коррекционно...

Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2017-2018 уч.г.

В отчете по инновационной деятельности "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена деятельность творческой группы на начальном этапе....

Игры для коррекции поведения дошкольников

Игры для коррекции поведения дошкольников...