ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – ГАРАНТИЯ КРАСИВОЙ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике

Петрова Ольга Ивановна

Коррекционная логопедическая работа по формированию умения использовать средства выразительной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_o_i_konferentsiya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова О.И.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – ГАРАНТИЯ КРАСИВОЙ РЕЧИ

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей  

с нарушениями речи № 41» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью звуков различной высоты и силы, жестов и мимики, криков. Даже ребёнок, который едва встал на ножки, может о многом «рассказать», используя древние средства общения: Хорошо ли выспался? Рад чему-либо? Расстроен чем-то? С какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им. Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, высота и сила голоса, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Значимость интонации и её элементов очень велика. Она усиливает смысл сказанного. Вместе с тем с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает основное значение слова.

Способность к развитию речевой функции, по наблюдениям советского грузинского ученого Узнадзе, начинает угасать с 6–7 лет и «закрывается» в 9–11 лет. Таким образом, речь человека бурно, активно развивается до 7 лет, а к 11 годам у человека в благоприятных условиях формируется стабильный речевой механизм. Главное то, что этот механизм уже нельзя будет в корне переделать – сломать и создать новый, – его можно будет только обогащать и совершенствовать. Правильность речи, ее чистота и выразительность, культура выражений полностью зависят от среды, в которой воспитывается ребенок: ведь речевая функция формируется на слух, она вбирает в себя речевые потоки такими, какими их слышит ребенок. Нетрудно сделать вывод о решающей роли этапа дошкольного воспитания в формировании речи человека.

Безусловно, определяющим фактором в развитии речи ребенка является семья: какую по качеству речь будет слышать младенец с рождения, такой будет и его собственная. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать такую речевую среду, которая отличалась бы правильностью, чистотой, выразительностью, богатством. Тогда она будет поддерживать благополучную домашнюю речевую среду или противостоять неблагополучной.

В случае негативной речевой среды в семье у ребенка, слышащего правильную речь хотя бы в дошкольном учреждении, в сознании будут взаимодействовать контрастные речевые потоки, и во всяком случае он получит представление о том, какой должна быть и может быть человеческая речь.

Значит, воспитатель в детском дошкольном учреждении должен владеть нормами произношения, чтобы показать ребенку на личном примере, как нужно говорить по-русски, чтобы исправить и предупредить детские ошибки, тактично напомнить родителям о необходимости поддерживать высокий уровень речевой культуры.

Выразительная речь оказывает большое влияние на процесс коммуникации. Человек, умеющий адекватно пользоваться средствами выразительности, становится прекрасным собеседником. Общение с таким человеком заинтересовывает, заставляет сопереживать. У детей же, с различными речевыми нарушениями, страдает процесс использования компонентов выразительной речи, вследствие различных нарушений в строении и функционирование речевого аппарата. В случаях осложнения нарушения общим недоразвитием речи, трудности возникают не только в использовании, но и в адекватном восприятии содержания сказанного собеседником, использующим компоненты выразительной речи. Дети неправильно, не точно расценивают смысл сообщения в результате того, что им оказывается недоступно понимание выбранных рассказчиком средств выразительной речи. Проявляющиеся трудности неблагоприятно сказываются на процессе коммуникации.

Коррекционная логопедическая работа по формированию умения использовать средства выразительной речи должна проводиться по следующим направлениям:

  •  Воспитание чувства ритма;
  •  Формирование умения изменять силу и высоту голоса;
  •  Развитие умения изменять темп звучания;
  •  Формирование умения пользоваться паралингвистическими средствами языка (мимика, жесты, пантомима);
  •  Развитие способности использовать и дифференцировать различные типы интонации;
  •  Формирование умения выделять главное по смыслу слово (словосочетание) во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Очень большое значение для выработки правильной интонации имеют потешки, с которыми знакомят малышей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Для детей старшего дошкольного возраста отрабатывать интонацию помогают игры, например, игра «Сочини историю». Воспитатель предлагает детям сочинить небольшую историю о том, как мальчик Коля просыпается. Первое предложение произносит воспитатель, например: Мама разбудила Колю утром. Затем, обращается к детям с вопросами, каждый раз выделяя голосом новое слово в своем предложении. При этом он бросает мячик тому ребенку, который должен ответить на его вопрос (т.е. ребенок должен понять, о чем именно его спрашивают): Мама разбудила Колю утром? Мама разбудила Колю утром? Мама разбудила Колю утром? Мама разбудила Колю утром?  Ребенок, отвечая, возвращает мячик.

Игра «Произнеси по-разному» помогает отрабатывать произнесение звуков и интонационные модели. Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией: удивления, досады, страха, сожаления, гнева, обиды, любопытства, тревоги, ужаса.

Скороговорки так же помогают формировать хорошую дикцию. Можно организовать игру «Поговорим быстро». Ее цель: формирование и совершенствование речевого аппарата, в частности артикуляционных умений дошкольников. Дети произносят скороговорку по очереди, каждый должен постараться хоть немного, но увеличить темп речи по сравнению с предыдущим участником. Выигрывает тот, кто быстрее всех и не ошибившись произнесет скороговорку. (У ежа и ёлки иголки колки. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон. И др.)

Для развития выразительной стороны речи необходимо привлекать детей к выступлениям перед аудиторией. В этом может помочь театрализованная деятельность, в которой каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, которые побуждают говорить выразительно и свободно. Инсценируя сказки, предлагают ребенку озвучить несколько ролей, изменяя голос, когда он говорит за разных персонажей. Лучше всего использовать такой приём, показывая кукольный театр. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями.

Во время разучивания стихотворений можно предложить ребёнку рассказать стишок не просто так, а шёпотом, с максимальной громкостью, со скоростью улитки или с пулемётной скоростью, как робот или как иностранец. Эта ролевая гимнастика, даёт ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли.

Занятия логоритмикой оказывают значительное влияние на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи. Для этого используются речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Например, (с хлопками):

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок.

Сели - посидели. Песенку запели.

Услыхали ложки – вытянули ножки.

Услыхали калачи – да попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать!

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

На выработку темпа и ритма направлены ритмические упражнения, которые учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов, фраз. Используя палочки, можно проиграть такое стихотворение:

Аты-баты, аты-баты, – стучать палочкой о палочку на каждый слог
          По дороге шли солдаты! – ударять по очереди палочками по полу
          Вместе весело шагали, – стучать палочкой о палочку на каждый слог
          Дружно ножки поднимали! – ударять по очереди палочками по полу

 Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: отчётливая, правильная, интонационно-выразительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Как долго нужно ходить к логопеду? И будет ли 100% гарантия исправления речи?

Вопросы, которые волнуют родителей, чьи дети посещают занятия логопеда....

Презинтация на тему «Учим говорить легко, красиво и ярко! Средства выразительности речи

laquo;Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай- не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души»...

Открытое занятие по развитию речи "Страна красивой речи".

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Красивая и выразительная речь

Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции ...

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"...

Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общен...