Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
проект по логопедии (старшая группа)

Яна Владиславовна Машихина

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей с нарушениями речи». Выполнила Машихина Яна Владиславовна Группа 2БСО-ЛГП(з), 2 курс Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) Логопедия Научный руководитель: Голишникова Елена Ильинична кандидат педагогических наук, доцент Мурманск 2022

Слайд 2

Актульность проекта Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо -эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Слайд 3

Актуальность проекта Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие ученые, как Г. И. Батурина, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Они говорили о том, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, проявляется творчество ребенка. В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. Театрализованные игры дают возможность решать многие педагогические задачи, касающиеся вопроса развития выразительности речи и коммуникативных навыков .

Слайд 4

Проблема и цель проекта Проблема: активизация речевой функции детей с нарушениями речи. Цель проекта: внедрение в речевую работу театрализованных игр, как средство развития выразительной речи у детей с речевыми нарушениями.

Слайд 5

Объект и предмет проекта Объект: выразительная речь у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (5-6лет). Предмет: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями.

Слайд 6

Идея и новизна проекта Идея и новизна проекта состоит в том, что у детей с нарушениями речи произойдёт развитие выразительной речи, в средстве использования театрализованной деятельности (настольный театр).

Слайд 7

Гипотеза П роцесс развития связной речи детей старшей группы (5-6 лет) будет протекать наиболее успешно, если в системе занятий использовать различные виды театрализованной деятельности.

Слайд 8

Задачи проекта Изучение методической литературы и других источников по данной теме. Развитие выразительной, связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Осуществление показа театрализованной постановки с участием детей по сказке « Заюшкина избушка». Пробудить интерес у детей и родителей к театру. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики и голоса). Заинтересовать родителей и дать сведения о способах обыгрывания театра дома с детьми.

Слайд 9

Ожидаемые результаты Качественные результаты: р азвитие выразительной речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; п оказ театрализованной постановки с участием детей « Заюшкина избушка»; появление интереса у детей и родителей к театру; в озникновение желания родителей обыгрывать театр дома с детьми. Количественный результат: увеличение числа участников проекта, реализация в других детских коллективах. Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Срок реализации: 3 недели (1.02.22-18.02.22). Продукт проекта: Театрализованная постановка по народной сказке « Заюшкина избушка». Выставка творческих работ детей изготовленных совместно с родителями: « Заюшкина избушка».

Слайд 10

Б аза проекта: МБДОУ г. Мурманска № 95 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) обучающиеся в группе компенсирующей направленности, родители, воспитатель, логопед.

Слайд 11

Методы работы применяемые в ходе реализации проекта Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке « Заюшкина избушка»; просмотр сказки « Заюшкина избушка». Словестные: проведение бесед, чтение и обсуждение сказки « Заюшкина избушка»; Игровые: и гры и упражнения для развития интонационной выразительности ; Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. Метод анкетирования: анкетирование для родителей;

Слайд 12

Календарно-тематическое планирование Подготовительный этап № п/п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Постановка целей и задач. 2.Подбор книг и иллюстраций по сказке « Заюшкина избушка». 3.Подбор картотеки игр и упражнений на развитие выразительности речи. 01.02-02.02. 2022 2. 1.Анкетирование родителей «Ребёнок и театр». 03.02.2022 3. 1.Составление плана мероприятий по организации деятельности детей. 2.Создание условий для реализации второго этапа. 04.02.2022

Слайд 13

Анкетирования для родителей на тему: «Ребёнок и театр» Цель анкетирования - выявить количество родителей которые посещают театр со своими детьми, их отношение к театрализованной деятельности в детском саду.

Слайд 14

Основной этап № п\п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Беседа с детьми «Что такое театр?» 2.Консультация для родителей : «Театрализованная деятельность в детском саду и дома». 07.02.2022 2. 1.Беседа с детьми «За кулисами!» 2.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 3.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 4.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 08.02.2022 3. 1.Прочтение народной сказки « Заюшкина избушка». 2.Рассматривание совместно с детьми иллюстраций к сказке. 3.Пересказ прочитанной сказки. 4.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 09.02.2022 4. 1.Просмотр сказки « Заюшкина избушка». 2.Беседа со старшими дошкольниками о характере героев сказки « Заюшкина избушка». 3.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 4.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 5.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 10.02.2022 5. 1.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 2.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 3.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 4.Домашнее изготовление творческих работ по сказке « Заюшкина избушка». 11.02.2022-16.02.2022

Слайд 15

Заключительный этап № п\п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Организация выставки творческих работ « Заюшкина избушка». 17.02.2022 2. 1.Показ театрализованной постановки « Заюшкина избушка» (настольный театр). 2.Беседа с детьми «Делимся впечатлениями». 18.02.2022

Слайд 16

1 Продукт – Выставка творческих работ. Иллюстрации по сказке « Заюшкина избушка»

Слайд 17

2 Продукт - Театрализованная постановка: « Заюшкина избушка»

Слайд 18

Заключение В данном проекте нашло подтверждение то, что театрализованная деятельность, а так же совокупность различных методов и приемов являются внутренними движущими силами речевого развития старших дошкольников . Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку ), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Использование данного вида деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Совершенствованию лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. У детей и их родителей повысился уровень интереса к театру и театрализованной деятельности. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Слайд 19

Список источников 1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г 2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «Школьная пресса»- М. : 2000г 3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г. 4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009. 5. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2008. 6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 7. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. 8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. 9. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии .- СПб.: Речь, 2006. 10. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через работу с песком, на основе закрепления лексического материала.»

Для детей подготовительной группы.       Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:- во-первых, происходит обогащение словаря, которые...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...