Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
статья по коррекционной педагогике

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

Основными задачами,  в  коррекционном направлении, являются:

1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3.Содействовать нормализации речевой функции.

4.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.  Грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.   

        В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей.  От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Своеобразие развития  детей со сниженным интеллектом  состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.  И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития  необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. 

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого  мы использовали следующие формы работы:

* совместная деятельность воспитателя с детьми;

* индивидуальная работа с детьми;

* свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы:  

* массаж кистей рук

* пальчиковая гимнастика, физкультминутки

* пальчиковые игры со стихами,

* пальчиковый театр

Нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий  мы выбрали те,  которые более интересны детям и они с ними справляются.

Рисуем: кистью, пальцами,  ладошками,  поролоном,  мятой бумагой, ватными палочками,  кляксографией, сыпучими материалами.

          Методы и приёмы, которые помогают нам в обучении детей нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Проговаривание последовательности работы.

5.Педагогическая диагностика.

В начале работы мы использовали диагностику, в которой определяли степень ловкости рук и пальцев у детей  дошкольного возраста (4-6 лет).

      Особое внимание уделяем раскрашиванию контурных изображений. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, мы предлагаем игры, например, рисование по соли.

          При рисовании нетрадиционными техниками мы используем стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.

Прежде чем, приступить к работе, мы четко вырабатываем план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положили игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

В нашей коррекционной работе необходимо использовать только

индивидуальную работу с детьми. В неё мы включили задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создали микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики мы комбинируем с различными видами деятельности. В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью  в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

Основными задачами,  в  коррекционном направлении, являются:

1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3.Содействовать нормализации речевой функции.

4.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.  Грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.  

        В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей.  От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Своеобразие развития  детей со сниженным интеллектом  состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.  И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития  необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.  

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого  мы использовали следующие формы работы:

* совместная деятельность воспитателя с детьми;

* индивидуальная работа с детьми;

* свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы:  

* массаж кистей рук

* пальчиковая гимнастика, физкультминутки

* пальчиковые игры со стихами,

* пальчиковый театр

Нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий  мы выбрали те,  которые более интересны детям и они с ними справляются.

Рисуем: кистью, пальцами,  ладошками,  поролоном,  мятой бумагой, ватными палочками,  кляксографией, сыпучими материалами.

          Методы и приёмы, которые помогают нам в обучении детей нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Проговаривание последовательности работы.

5.Педагогическая диагностика.

В начале работы мы использовали диагностику, в которой определяли степень ловкости рук и пальцев у детей  дошкольного возраста (4-6 лет).

      Особое внимание уделяем раскрашиванию контурных изображений. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, мы предлагаем игры, например, рисование по соли.

          При рисовании нетрадиционными техниками мы используем стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.

Прежде чем, приступить к работе, мы четко вырабатываем план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положили игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

В нашей коррекционной работе необходимо использовать только

индивидуальную работу с детьми. В неё мы включили задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создали микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики мы комбинируем с различными видами деятельности. В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Мы использовали папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Элементы массажа рук».  Были подготовлены консультации для  родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: 

* во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

* во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Таким образом, по результатам работы в течение года мы отмечаем, что детям нравятся занятия  с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь,  дети с удовольствием демонстрируют свои успехи  родителям.    В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.

Литература:

1.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.

3. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности.

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности...

«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

Технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства форм...