Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».
учебно-методический материал на тему

Карпычева Мария Алесандровна

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Слайд 2

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Слайд 3

Также ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Слайд 4

Моторика (от латинскогоmotus- движение) - двигательная активность организма или отдельных органов

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Крупная (общая) моторика- это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. физическая активность связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела.

Слайд 5

Значение развития мелкой моторики:

Способствует формированию навыков самообслуживания у детей.

Способствует улучшению артикуляционной моторики.

Стимулируют развитие речи и  других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Развивает чувство ритма и координацию движения Подготавливает руку к письму

Слайд 6

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника.

Нашу работу по развитию мелкой моторики мы стоим на основе продуктивной деятельности, дидактических и пальчиковых игр. Мы используем в своей работе не только традиционные средства и материалы, но и нетрадиционные.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности.

Задачи:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью различных дидактических игр и игровых упражнений.

Развитие мелкую моторику в разнообразных видах продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных методик и материалов.

Совершенствование предметно развивающей среды для развития мелкой моторики.

Организация систематической работы по развитию мелкой моторики рук.

Консультирование родителей о значении и способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Слайд 7

Традиционные способы развития мелкой моторики у детей, которые мы применяем в своей работе

это непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование карандашами, красками, штриховка; лепка из пластилина, из глины; аппликация);

Слайд 8

В процессеобразовательной деятельности по речевому развитию мы постоянно проводим пальчиковые и логоритмическиеигры упражнения.

Слайд 9

В образовательной деятельности по познавательному развитию мы используем раздаточный материал (палочки, геометрические фигуры, проводим игру «Чудесный мешочек» и т.д)

Слайд 10

Проводим пальчиковые и лагоритмическиеигры не только вовремя НОД, но и любое свободное время.

Слайд 11

В течении дня дети играют в различные дидактические игры, которые способствуют развитию мелкой моторики (мозаика, пазлы, конструктор, пальчиковый театр, шнуровки, нанизывание бусин, различные тренажеры и т.д.)

Слайд 12

Наряду с традиционными способами мы так же широко используем и нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей: и   в образовательной деятельности, в игровой деятельности, также используем элементы самомассажа.

Слайд 13-15

В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию используем нетрадиционные техники рисования: рисование ладонями, пальцами, ватными палочками, рисование на манной крупе

Слайд16-17

А также применяем нетрадиционные виды аппликаций и нетрадиционные материалы при их выполнении, такие как обрывная, из салфеток, из круп и семян, из ватных дисков и ваты, с использование наклеек.

Слайд 18-20

Используем нетрадиционные техники лепки такие, как тестопластика, пластилинография, пластилиновая мозаика, с использованием круп и семян, с использованием природного материала.

Слайд 21-27

Также нетрадиционные способы и материалы мы используем в игровой деятельности.

Слайд  28

А также дети выполняют элементы самомассажа с использованием различных предметов и материалов (с мячики, карандашами, прищепками, зубными щетками)

Слайд 29

В результате проделанной работы мы  пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевую деятельность  и способствует формированию навыков самообслуживания.

Презентацию хотелось бы закончить словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский.

Спасибо за внимание!

А теперь мы вам покажем, как мы это применяем на практике.

Досуг к семинару по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности  «В поисках колобка»

Цель:  Развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных методик и материалов.

Задачи:

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев, кистей, глаз, гибкости и ритмичности рук, осязательного восприятия..;

- формирование практических умений и навыков в продуктивных видах деятельности.

Развивающие: совершенствование движений рук;

- развитие связной речи;

- развитие познавательно психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, работоспособность, целенаправленность, терпение;

- воспитывать нравственные качества: доброжелательность, чувство товарищества.

Предварительная работа: игры с нетрадиционными материалами (прищепки, массажные мячики, счётные палочки др); разучивание речевых пальчиковых игр; разгадывание загадок.

Материал: массажные мячи, прищепки, счётные палочки, шишки, грибы, жёлуди, ракушки, макароны, бисер.

Вводная часть:

-Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, в сказку. Но в какую сказку угадайте сами:

Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён.

На окошке полежал да из дома убежал.

Он румян и круглобок. Кто же это?

Выходит, бабушка и плачет:

Бабушка: - «Ой, ой. ой! Что же мне теперь делать?»

Воспитатель: - «Что случилось бабушка?»

Бабушка:- «Убежал от меня колобок. Мой румяненький! Мой любименький!»

Воспитатель:- «Не плачь, бабушка! Мы сейчас с ребятами слепим тебе много колобков»

Самомассаж с мячами:

Я колобок, колобок, (катают между ладошками массажный мяч)

По сусекам скребем, (кладут мяч на одну ладонь, второй ладонью катают по нему мяч)

По амбару метен, (перекладывают мяч на другую ладонь, второй рукой катают по нему мяч)

В печку сажен, (показывают обе руки вытянутые вперед, в них мяч)

На окошке стужен, (дуют на мяч)

Я от бабушки ушел,(берут мяч в правую руку и отводят руку в сторону)

Я от дедушки ушел,(берут мяч в левую руку и отводят в сторону)

И к вам в гости пришел.(показывают обе руки вытянутые вперед, в них мяч)

Дети кладут мячи на поднос, воспитатель протягивает поднос бабушке.

Воспитатель: - «Вот тебе бабушка много колобков»

Бабушка(продолжает плакать): - «Не нужно мне много, нужен мне один, мой, родной колобок. Он в лес один убежал. Там с ним может беда приключиться»

Воспитатель: - «Не плачь бабушка! Мы с ребятами поможем тебе найти его. Правда ребята!»

Основная часть:

- Пойдемте, ребята в лес! Там много зверей и птиц, Я думаю они помогут нам отыскать колобка. И ты бабушка пойдем с нами!

Дети идут под музыку вокруг зала и останавливаются возле экрана. На экране картинка с изображением лесной поляны.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку!

Кто приносит на хвосте  много разных новостей?
Всем расскажет все до срока белобокая
.....(сорока).

На экране появляется сорока.

- Правильно, сорока. Может она нам поможет!

- Сорока, сорока, помоги нам найти колобка! А мы про тебя потешку расскажем.

Сорока, сорока! Где была?
— Далёко!
Печку топила, кашку варила,

Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил, дрова не рубил,
Печку не топил, кашку не варил…

Воспитатель: - Ребята, сорока говорит, что видел колобка у зайца. Пойдемте искать зайца! Спасибо, сорока! До свидания!

Дети идут под музыку вокруг зала и останавливаются возле экрана. На экране картинка с изображением грустного зайца.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой зайчик грустный! Лиса прогнала зайчика и его друзей из дома. Давайте поможем ему и построим домики для зайчика и его друзей! Но перед этим нам нужно размять пальчики, чтобы было легче строить.

Самомассаж с прищепками:

Наши пальчики, как зайчики.

А хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Воспитатель:  Пальчики размяли, а теперь построим для зайчиков домики из палочек.

Каждый ребенок выкладывает на столе по домику из счетных палочек.

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Построили для зайчиков домики. Давайте спросим у зайчика не встречал ли он колобка.

- Ребята, зайчик говорит, что он видел колобка, но он укатился дальше, в лес. Пойдемте искать дальше!

Дети идут под музыку вокруг зала и останавливаются возле экрана. На экране картинка с изображением лесной поляны.

Воспитатель: Ребята, угадайте. Кто здесь живет!

Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел ...

- Правильно, волк! Но он добрый и ему  нужна помощь. Волк набрал в лесу, в мешок угощение для своих друзей: шишки-для белки, грибы для ежа, желуди для кабана. Давайте поможем волку разложить их по разным корзинкам!

Дети раскладывают по корзинкам шишки, грибы и желуди.

Воспитатель:   Молодцы, ребята! Теперь волк отнесёт своим друзьям угощение!

- Давайте спросим у волка не встречал ли он колобка!

- Ребята, волк говорит, что он видел колобка, но тот укатился дальше, в лес. Пойдемте искать!

Дети идут под музыку вокруг зала и останавливаются возле экрана. На экране картинка с изображением лесной поляны.

Воспитатель:  А кто же живет в этом доме? Угадайте!

Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он…

Воспитатель:  Ребята, посмотрите медведь тоже грустит.Он решил пришить пуговицы на одежду, но пуговицы рассыпались, смешались. Давайте поможем медведю разложить  их по цветам, по коробкам.

Дети раскладывают пуговицы красного, синего, зеленого и желтого цвета по соответствующим коробочкам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь у медведя порядок.

- Давайте спросим у медведя не встречал ли он колобка!

- Ребята, медведь говорит, что он видел колобка у лисы. Пойдемте к лисе! Да  поторопимся, пока лиса его не съела.

Дети идут под музыку вокруг зала и останавливаются возле экрана. На экране картинка с изображением лисы.

Воспитатель:   Ребята, лиса нам просто так колобка не отдаст. Нужно ей какой ни будь подарок подарить. Лиса модница и любит украшения. Давайте для нее бусы сделаем.

Дети делают бусы из ракушек, макарон, цветов, бисера.

Воспитатель:- Ну вот, готово! Какие красивые бусы получились!

-Вот, лиса тебе бусы, а ты верни, пожалуйста, колобка бабушке!

-Ребята, лиса говорит, что колобок в домике сидит и ждет не дождется, когда его освободят.

Дети и воспитатель идут к домику освобождают колобка и отдают его бабушке.

Бабушка: - Ой, спасибо, ребятушки!

Заключительная часть:

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Помогли бабушке, нашли колобка, не испугались диких зверей. Давайте для колобка и для наших гостей споем песню и станцуем!

Исполняется танец «Колобок-румяный бок»

Бабушка:   У меня для вас тоже есть сюрприз.

Бабушка дарит ребятам сундучок с подарками. (маленькая игрушка, завернутая в бумагу разной фактуры, в несколько слоев).

А гостям семинара сюрприз, завёрнутый в разноцветную бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...

Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии"

Информационный материал для педагогов для работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии...

Статья "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

      [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27621072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 100px; width: 150px; float: left;"}}]] Разви...