Главные вкладки

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon volshebnye_palchiki.doc941.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Момского района

    МБДОУ «Кэнчээри»

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               По теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

    Разработчик:

    Васильева Альбина Кузьминична

    Должность:

    Воспитатель

    МБДОУ «Кэнчээри»

    с.Хонуу

    2015г

    « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    В.А. Сухомлинский.

    « Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».

    В.М. Бехтерев.

    Пояснительная записка.

    Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

    Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

        Я выбрала кружковую работу по теме « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка « Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

    Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

    Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

    - сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;

    - создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

    - способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

    - развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,

    - прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим ( доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

    Принципы реализации программы:

    - принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

    - принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

    - принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

    - принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

    - принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

        При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. Задействованы дети от 2 до 3 лет. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

    Календарно – тематическое планирование:

         

    В календарно-тематическом планировании по теме « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

    - пальчиковая гимнастика;

    - массаж пальцев кистей рук;

    - пальчиковые игры;

    - игры с предметами;

    - упражнения  для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

    - лека из пластилина, пластилиновая картина;

    - нетрадиционные способы рисования;

    - развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, с панно, с крупами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Октябрь

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

     « Пальчик, пальчик, где ты был?»

    - массаж пальчиков мячиком-ежиком;

    - дидактическая игра: «Подбери крышку».

    Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувсвительности, учить закручивать и откручивать пробки, крышки.

    Мячики-ежики, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров.

    2.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Засолка капусты».

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - Дидактическая игра:

    « Пальчиковый лабиринт».

    Активизировать движение пальцев рук,

    Координацию движений.

    Грецкие орехи, наборы для игры « пальчиковый лабиринт».

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Апельсин».

    - массаж пальчиков карандашами;

    - игра « Рисуем пальчиком по манке».

    Развивать моторику обеих рук, обогащение словарного запаса.

    Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Пальчики здравсвуйте!»

    - массаж пальчиков « Сильные пальчики» ( нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - Дидактическая игра:

    « Бумажный мяч»

    .

    Развивать моторику рук, развитие образного мышления.

    Резиновые мячи, бумаги разной плотности, бумажные салфетки.

       

       

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Ноябрь

    1.

    -Пальчиковая гимнастика:

    « По ровненькой дорожке».

    - массаж пальчиков « Сухой бассейн».

    - дидактическая игра:

    « Цветные вкладыши».

    Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность.

    « Сухой бассейн» с горохом, цветные вкладыши разной величины.

    2.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Семья».

    - массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти;

    -дидактическая игра:

    « Чудесный мешочек».

    Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

    Учить детей сгибать пальчики поочередно.

    Мешочек, разные объемные фигуры (шар, куб, конус, цилиндр).

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Ножки».

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - Пальчиковая живопись « Снег идет»

    Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования.

    Грецкие орехи, альбомные листы, гуашь.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Пальчики в лесу».

    - массаж пальчиков: мячиком сделанный из конского хвоста;

    -  игра:

    « Чаппараах».

    Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

    Мячи сделанные из конского хвоста, дидактическая подушка « Чаппараах», якутские узоры с заклепками.

                       

                                          

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    декабрь

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Сорока-белобока».

    - массаж пальчиков карандашами;

    - Дидактическая игра:

    « Разберем счетные палочки по цвету».

    Развивать мелкую моторику рук, Учить детей сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом.

    Карандаши, счетные палочки.

    2.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Быстро тесто замесили».

    - массаж пальчиков ( поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - Игра: « Нанизываем бусы».

    Учить нанизывать предметы на медной проволоке.

    Медная проволока, бусинки разного размера.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Засолка капусты».

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - игра: завязывание и развязывание узлов.

    Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев.

    Грецкие орехи, веревки разных цветов.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

     « Тарбахчаан, тарбахчаан, эн хана сырыттын?».

    - Массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

     - Игра: « Салама».

    Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

    Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка: « Салама», ленточки разного цвета.

                       

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Январь

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Апельсин».

    - массаж пальчиков « Сильные пальчики» ( нажимаем резиновый мяч  с силой).

     - Лепка из пластилина с использованием семян дыни

    .

    Учить детей выкладывать из семян дыни украшение, развитие эстетического вкуса.

    Резиновый мяч, картон, пластилин, семена дыни.

    2.

    -Пальчиковая гимнастика:

    « Ладошки играют».

    -массаж пальчиков « Катаем карандашики»;

    - Игра: « Поможем Золушке сортировать макароны».

    Развитие усидчивости, чувства цвета и размера.

    Карандаши с гранями, макароны белого и красного цвета, тарелочки.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Вот кулак, а вот ладошка».

    - массаж пальчиков: катание деревянных палочек по столу;

    - Игры с предметами домашнего обихода.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Деревянные палочки, прищепки, пуговицы, ракушки, камешки, ленточки и др.

    4.

    -Пальчиковая гимнастика:

    « Куобах, куобах барахсан».

    - массаж пальчиков: растирать в руках рисовую крупу;

    - игра-панно: « Лесная полянка».

    Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки.

    Емкость с рисовой крупой, панно « Лесная полянка».

                       

                 

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Февраль

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Пальчик-мальчик».

    - массаж пальчиков мячиком-ежиком;

    - игры с персонажами пальчикого театра.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

    Мячики-ежики, наборы кукол « Пальчиковый театр».

    2.

    - Пальчиковая гимнастика»

     « Выполнение фигурок из пальцев».

    - массаж пальчиков грецкими орехами;

    - Игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

    .

    Развитие точности движений, внимания и контроля собственных движений.

    Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Моя семья».

    - массаж пальчиков карандашами;

     - Лепка из пластилина геометрические фигуры.

    Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук.

    Карандаши, пластилин, геометрические фигуры.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Тарбахчаан, тарбахчаан эн хана сырыттын?».

    -массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

    - игра-панно: « Туесок с ягодками».

    Развивать мелкую моторику, учит застегивать расстегивать пуговицы.

    Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка: « Туесок с ягодками».

                       

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

      Март

    1.

    -Пальчиковая гимнастика:

    « Наша мама».

    - массаж кистей рук;

    - пальчиковая живопись « Цветы для мамы».

    Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких.

    Гуашь, картон.

    2.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Быстро тесто замесила».

    - массаж пальчиков « Сухой бассейн» перебираем фасоль;

     - Игра развесь белье на веревку (закрепляем разноцветные платочки прищепками).

    Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета.

    Пальчиковый бассейн, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Пальчики в лесу».

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - Вкладывание из палочек геометрических фигур ( Вебер)..

    Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение.

    Грецкие орехи, разноцветные палочки разного размера.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    «Пальчики здороваются».

    - массаж пальчиков мячом из конского хвоста.

    - Игра-панно « Чаппараах».

    Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

    Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка « Чаппараах», узоры с заклепками.

                       

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Апрель

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Апельсин».

     - массаж пальчиков: пересыпать и перемешивать крупы;

    - Мягкие пазлы: « Поезд», « Самолет», « Корабль».

    Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространстенного мышления.

     Крупы: рис и гречка, мягкие пазлы.

    2.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Ножки».

    - массаж пальчиков карандашами;

    - игры на выкладывания: « Разрезные картинки», кубики, мозаики

    Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие.

    Карандаши, разрезные картинки, кубики, мозаики.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Расскажи стихи руками».

    - массаж пальчиков « Сухой бассейн»;

    - Игра « Волшебные макароны».

    Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности.

    « Сухой бассейн», макароны.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « По ровненькой дорожке».

    -массаж пальчиков: катание ладошкой шариков по столу;

    - игры-шнуровки по методике Марии Монтессори.

    Развивать сенсомоторную координацию.

    Деревянные шарики, шнурки.

                       

    Месяц

    п/п

    Содержание

    образовательной

    деятельности

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

      Май

    1.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Пальчики в лесу».

    - массаж пальчиков « Сильные пальчики»;

    - игры с пуговицами, выложить неваляшку, бабочку, снеговика и.т.д.

    Способствовать точной точечной координацию рук, развитию мышления, художественного вкуса.

    Резиновые мячики, пуговицы разного размера, цвета.

    2.

    -Пальчиковая гимнастика:

    « Куобахчаан».

    - массаж пальчиков грецкими орехами;

    - Игра: « Лего».

    Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости.

    Грецкие орехи, лего разного размера.

    3.

    - Пальчиковая гимнастика:

     « Апельсин».

    - массаж пальчиков( поглаживание пальцев в разных направлениях).

    - Игра: опускать шарики в отверствия в горлышко бутылки.

    Совершенствование движений рук, различение цвета.

    Пластиковая бутылка, шарики разных цветов.

    4.

    - Пальчиковая гимнастика:

    « Тарбахчаан, тарбахчаан эн хана сырыттын?».

    - массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

    - Игра: « Капельки» ( капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки).

    Совершенствование координации и движений пальцев рук.

     Мячи из конского хвоста, пипетки, стаканчики, бутылочки.

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

    Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

    Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

    Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

    Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

    Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

    Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

    "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....

    "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....