Главные вкладки

    "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
    рабочая программа

    Ковалевская Ольга Павловна

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx36.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка»

    Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Озорные пальчики»

                                                                             

    Подготовила: Ковалевская О.П.

                                                                               воспитатель 1 квалификационной

                                                                            категории

    с. Екатеринославка

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    В.А. Сухомлинский

    «Движение руки всегда тесно связано с речью и

    способствует ее развитию»

    В.М. Бехтерев

    Пояснительная записка

    При разработке программы использован следующий нормативно-правовой документ:

    - Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

    Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

    Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Цель – развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

    Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

    1. сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
    2.  создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
    3.  способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
    4. развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
    5. прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Отличительные особенности работы данного кружка:

    Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребенка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

    При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

    Принципы реализации программы:

    - принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

    - принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

    - принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

    - принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

    - принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

    При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

    Формы и режим занятий:

            Кружковая работа  рассчитана  на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах – 7 человек по 10 минут. Общее количество занятий в год -  320 минут.

    Занятия  предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

    Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

    1. регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитие речи детей;
    2. совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
    3. вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

    Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений. И они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

    Учебно-тематический план работы кружка

    Виды деятельности

    Количество занятий

    1

    Работа с крупами («сухой бассейн», вкладывание мозаики»

    7

    2

    Работа с бумагой

    4

    3

    Работа со шнурками, нитками (шнуровки, нанизывание прдметов)

    6

    4

    Рисование

    4

    5

    Моделирование (счетные палочки)

    5

    6

    Лепка

    2

    7

    Диагностика

    2

    Итого:

    30

    Календарно-тематическое планирование

    В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

    - массаж пальцев кистей рук;

    - пальчиковая гимнастика;

    - игры с предметами;

    - упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

    - лепка из пластилина;

    - нетрадиционные способы рисования;

    - развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

    Месяц

    Тема

    Цель

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Технология

    Октябрь

    1.

     

    - массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

    - пальчиковая гимнастика «Капуста»;

    - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

    Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений

    Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

     2

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»;

    - игра «Подбери крышку»

    Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

    Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

     3

    - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

    - игра «Бумажный мяч»

    Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

    Бумага разной плотности, бумажные салфетки

     4

    - массаж пальчиков карандашами;

    - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;

    - игра «Рисуем пальчиком по манке»

    Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса

    Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки

    Ноябрь

    1.

    - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

    - д/игра «Цветные вкладыши»

    Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность

    Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

     2

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

    - д/игра «Чудесный мешочек»

    Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

    Грецкие орехи,

    Разные по величине и качеству предметы

     3

    - массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

    - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

    - Пальчиковая живопись «Снег идёт»

    Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования

    Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь.

    4

    - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль),

    - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

    - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

    Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;

    «Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки.

    Декабрь

    1.

     

    - массаж пальчиков карандашами;

    - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

    - Игра «Нанизываем бусы»

    Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

    Карандаши, тесьма, Картонные бусы

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

    2.

    - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

    - шнуровка

    Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

    Шнуровка

    3

    - массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

    - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

    - штриховка «Яблоко», «Груша»

    Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

    Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»

    4

    - массаж пальчиков грецким орехом;

    - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

    - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д.

    Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

    Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

    Январь

    1.

    - массаж пальчиков

     «Катаем карандашики»;

    - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

    - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

    Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

    Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

    2.

    - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

    - игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

    Развитие мелкой моторики пальцев рук

    Резиновые мячики, счетные палочки

    3.

    - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

    - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

    - Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

    Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки

    Деревянные палочки, бумага

    Февраль

    1.

    2.

    3.

    4.

    - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

    - игры с персонажами пальчикового театра

    - массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

    - пальчиковая гимнастика «Бычок»;

    - д/игра «Спрячь в ладошку»

    - массаж пальчиков грецкими орехами;

    - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

    - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

    - массаж пальчиков карандашами;

    - пальчиковая гимнастика «Паучок»;

    - игра-шнуровка

    Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

    Активизировать движения пальцев

    рук, координацию движений

    Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

    Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание

    Наборы «Пальчиковый театр»

    Мячики-ёжики, поролоновые игрушки

    Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

    Карандаши, шнуровки

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

    Март

    1.

     

    - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - пальчиковая гимнастика «Наша мама»;

    - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

    Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких

    Резиновые мячики, краски, картон

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

    2

    - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль);

    - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

    - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

    Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета

    Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки

    3

    - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - пальчиковая гимнастика «Замок»;

    - аппликация из рваной бумаги «Тучки»

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

    Картон, клей, салфетки

    4.

    - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

    - пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

    - выкладывание из палочек геометрических фигур

    Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

    Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

    Апрель

    1.

    - массаж пальчиков грецкими орехами;

    - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

    - мягкие пазлы

    Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

    Грецкие орехи, мягкие пазлы

    1.Здоровьесберегающая технология

    2.Личностно-ориентированный подход

    2

    3.

    4.

    Май

    1.

    2.

    3.

    - массаж пальчиков карандашами;

    - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;

    - лепка «Пластилиновые дорожки»

    - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

    - игра «Геометрическая мозаика»

    - массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

    - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

    - игра «В гости к Винни-Пуху»

    - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

    - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»;

    - штриховка «Животные»

    - массаж пальчиков грецкими орехами;

    - пальчиковая гимнастика «Улитка»;

    - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)

    - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

    - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;

    - «Бусы для мамы»

    Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

    Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

    Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

    Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

    Совершенствование координации и движений пальцев рук

    Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

    Карандаши, картон, пластилин

    Резиновые мячики, мозаика

    Мячики-ёжики

    Раскраски «Животные», цветные карандаши

    Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

    Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы

    Предполагаемые результаты 

    После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

    - полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

    - манипулировать мелкими предметами;

    - застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

    - справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

    - владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

    - развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

    - владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

     

    Литература:

    1. Ларегина Е. Пальчиковые игры для малышей.- ООО «Речь» 2011г.
    2. Трясорукова Т. П. Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. – «Феникс» 2012г.
    3. Хвостовец А. Ю. Развиваем мелкую моторику. – ООО «Актуальная литература» 2010 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

    Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

    Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

    целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

    Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

    Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

    "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....