"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
рабочая программа

Ковалевская Ольга Павловна

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Озорные пальчики»

                                                                         

Подготовила: Ковалевская О.П.

                                                                           воспитатель 1 квалификационной

                                                                        категории

с. Екатеринославка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Движение руки всегда тесно связано с речью и

способствует ее развитию»

В.М. Бехтерев

Пояснительная записка

При разработке программы использован следующий нормативно-правовой документ:

- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Цель – развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  1. сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
  2.  создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
  3.  способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  4. развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
  5. прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребенка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

Формы и режим занятий:

        Кружковая работа  рассчитана  на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах – 7 человек по 10 минут. Общее количество занятий в год -  320 минут.

Занятия  предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

  1. регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитие речи детей;
  2. совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
  3. вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений. И они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Учебно-тематический план работы кружка

Виды деятельности

Количество занятий

1

Работа с крупами («сухой бассейн», вкладывание мозаики»

7

2

Работа с бумагой

4

3

Работа со шнурками, нитками (шнуровки, нанизывание прдметов)

6

4

Рисование

4

5

Моделирование (счетные палочки)

5

6

Лепка

2

7

Диагностика

2

Итого:

30

Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

- массаж пальцев кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с предметами;

- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- лепка из пластилина;

- нетрадиционные способы рисования;

- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Месяц

Тема

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Технология

Октябрь

1.

 

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Капуста»;

- дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений

Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

 2

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»;

- игра «Подбери крышку»

Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

 3

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра «Бумажный мяч»

Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

Бумага разной плотности, бумажные салфетки

 4

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;

- игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса

Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки

Ноябрь

1.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

- д/игра «Цветные вкладыши»

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

 2

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

- д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Грецкие орехи,

Разные по величине и качеству предметы

 3

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

- Пальчиковая живопись «Снег идёт»

Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования

Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь.

4

- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль),

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;

«Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки.

Декабрь

1.

 

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

- Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

Карандаши, тесьма, Картонные бусы

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

2.

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

- шнуровка

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

Шнуровка

3

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

- штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»

4

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

- лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д.

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

Январь

1.

- массаж пальчиков

 «Катаем карандашики»;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

2.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

- игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Резиновые мячики, счетные палочки

3.

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки

Деревянные палочки, бумага

Февраль

1.

2.

3.

4.

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

- игры с персонажами пальчикового театра

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Бычок»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Паучок»;

- игра-шнуровка

Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

Активизировать движения пальцев

рук, координацию движений

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание

Наборы «Пальчиковый театр»

Мячики-ёжики, поролоновые игрушки

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

Карандаши, шнуровки

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

Март

1.

 

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Наша мама»;

- рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких

Резиновые мячики, краски, картон

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

2

- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль);

- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета

Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки

3

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

- аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

Картон, клей, салфетки

4.

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

- выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

Апрель

1.

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

- мягкие пазлы

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно-ориентированный подход

2

3.

4.

Май

1.

2.

3.

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;

- лепка «Пластилиновые дорожки»

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

- игра «Геометрическая мозаика»

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

- игра «В гости к Винни-Пуху»

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»;

- штриховка «Животные»

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Улитка»;

- игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;

- «Бусы для мамы»

Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

Совершенствование координации и движений пальцев рук

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

Карандаши, картон, пластилин

Резиновые мячики, мозаика

Мячики-ёжики

Раскраски «Животные», цветные карандаши

Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы

Предполагаемые результаты 

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

 

Литература:

  1. Ларегина Е. Пальчиковые игры для малышей.- ООО «Речь» 2011г.
  2. Трясорукова Т. П. Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. – «Феникс» 2012г.
  3. Хвостовец А. Ю. Развиваем мелкую моторику. – ООО «Актуальная литература» 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...