Методическая разработка: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения"
картотека по коррекционной педагогике

Косинская Ольга Олеговна

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих  легкие интеллектуальные нарушения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_syuzhetno-otobrazitelnoy_igre.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

"Кукла Аня и кукла Ваня"

Педагогический замысел: познакомить детей с куклой-мальчиком Ваней. Учить различать кукол по одежде и прическе, закрепить в речи названия одежды.

Материал: кукла Аня в платье, на голове бант, кукла Ваня в рубашке и в шортах; коляска; машина.

Содержание игры.

    Ребенок сидит за столом; если предыдущее занятие («Во что одета кукла Аня») прошло удачно, то встречу с куклой ребенок ждет и не составит большого труда удержать его внимание, поддержать интерес.

Взрослый, будто случайно, находит фартук и платочек и говорит: "Ой, что это? А это? Чей это фартук? Чей это платочек?"  Ребенок может догадываться, радоваться удивлению взрослого. "Правильно, - продолжает взрослый, - это Анечка сняла фартук и платок и ...(взрослый делает загадочное лицо, достает из-за ширмы нарядную куклу с большим бантом на голове)... надела нарядное платье, завязала бант в волосы. Что это? Правильно, бант! Где бант? Правильно, на голове. Анечка идет в гости к своему другу... (взрослый достает куклу Ваню) ... Ване. Ваня "здоровается" с Аней, с  ребенком. Взрослый продолжает: "Давай посмотрим, во что одет Ваня! Это ... (взрослый дает возможность малышу самостоятельно назвать предмет одежды, если ребенок не называет, называет сам и просит повторить)... рубашка. Это ... шорты. Где рубашка? Где шорты? Ваня тоже нарядный, аккуратный, но почему у него нет банта на голове? Ваня, ты, почему без банта?" Ребенок смеется, если понял шутку, отвечает, что Ваня - мальчик, а мальчики бантики не носят. Если ребенок не дает ответа, его дает взрослый и просит повторить ответ детей с соответствующими жестами отрицания.

Взрослый рассказывает малышу о том, что у него есть машина и коляска. Просит  угадать, кто хочет покататься на машине, а кто в коляске? (Предполагается, что ребенок посадит Ваню в машину, а Аню - в коляску). Покатать  по очереди Ваню и Аню.

"Моем руки Ане"

Педагогический  замысел: учить  новому игровому действию с куклой: мытье рук. Учить выполнять последовательную цепочку действий по подражанию действиям взрослого, дать образец речевого сопровождения действий.

Материал: тазики, полотенца, мыло, кукла для ребенка и для взрослого.

Содержание игры.

     Ребенок заходит в комнату,  садится за маленький стол, на котором уже приготовлено все для игры. Взрослый сообщает , что кукла Аня запачкала руки, спрашивает, что надо делать? Ребенок предлагают помыть кукле руки. Рассматривает и называет с помощью взрослого необходимые для этого предметы: таз, мыло, полотенце. Взрослый задает вопросы о каждом предмете, о его назначении. Взрослый действует неторопливо, успевает коротко комментировать свои действия: "Воду наливаю в тазик. Вода теплая. Давай ручки, Аня, надо намылить их. Вот... ручки намыливаю. Не торопись, Аня, хорошо надо намыливать. А теперь смоем мыло. Вот так. Вытри, Аня, руки полотенцем. Вот и чистые руки у Ани".

"Анечкина подружка пришла с прогулки, давай поможем ей помыть руки?" - продолжает беседу взрослый. Раздает все необходимое, называя при этом каждый предмет. Ребенок действует по подражанию, взрослый помогает и подсказывает  в контексте игры.

Последующие игры проводятся "понарошку", вносится предмет-заменитель, усложняется цепочка действий.

 "Купание куклы"

Педагогический замысел: учить купать куклу, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью (мимикой, жестами), отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним.

Материал: кукла - голыш, тазик (ванночка), мыло, мочалка, полотенце.

Содержание игры.

      Ребенок входит в комнату, взрослый надевает фартук; сообщает, что занят важным делом и предлагает догадаться каким, показывая на стол - "квартирку", где расставлено все необходимое для купания куклы. Скорее всего, ребенок ответит: "Мы моем руки кукле", тогда надо обратить его внимание  на мочалку (губку) и подвести  к правильному ответу.

"Помоги мне купать куклу", - продолжает взрослый, не теряя темпа, настроя, взятого еще "с порога". "... В чем будем купать куклу? Что нальем в тазик? Какая нужна вода - горячая или холодная? Правильно, теплая!" - продолжает взрослый, спрашивая ребенка и, если надо, отвечая за него. "Я наливаю воду в тазик, - говорит взрослый и демонстрирует соответствующие действия, садись, Анечка, будешь мыться". "Не бойся, Анечка, вода не горячая. Оля, потрогай воду и скажи, что она теплая",- продолжает взрослый, предлагая ребенку потрогать воду. Так, четко дозировано и в словах, неторопливо, с паузами для того, чтобы ребенок успел и увидеть, и повторить, и ответить, и порадоваться. "Давай, Анечка, налью тебе водичку на спинку, на живот". Взрослый предлагает  помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу их, что делает ребенок.

           Подводя итог, взрослый обращает внимание ребенка на то, что Анечка стала чистая, но ей холодно, надо быстро завернуть ее в полотенце, чтобы не простудить, на этих действиях заканчивается вся цепочка игровых действий по мытью куклы. Одевание куклы можно добавить после того, как купание освоено ребенком.

Взрослый говорит: " Спасибо, что помог мне купать Анечку, теперь она чистая. Хочешь свою дочку покупать?" Если ребенок изъявляет желание, игра продолжается. Ребенок начинает купание куклы самостоятельно.

Усложнение:  переходить к игре "понарошку", когда вода предполагается, а вместо мыла берется кирпичик из строителя. Усложняется цепочка действий мытьем головы куклы. К игровому действию добавляется и игровое сопровождение: "Закрой глаза, мыло может попасть!" и т.д. Можно дать бутылочку из-под шампуня (желательно маленького размера) и другие необходимые предметы.

           Для лучшего усвоения последовательности игровых действий цепочка выносится в подвижную игру типа "Что мы делали - покажем, что мы сделали - не скажем", "Угадайте, что я делаю?", "Слушай, не зевай, быстро выполняй!" - здесь игровые действия имитируются, узнаются и называются.

"Угостим Анечку чаем"

Педагогический замысел: учить поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайца, куклу Ваню и т.д.), последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Содержание игры.

     Взрослый - мама накрывает стол, показывает и называет каждое действие. В первый раз целесообразно накрыть общий стол по числу играющих. Взрослый приглашает ребенка (детей) за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Взрослый говорит, что за этим столом они будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, ребенок выбирают себе любую по желанию, усаживает на левое колено и придерживает левой рукой (показ дает взрослый на своей кукле, помогает  ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает также разговаривать  ребенку со своей куклой: "Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и ДЦП  старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Картотека сюжетно - отобразительных игр для детей раннего возраста

Картотека сюжетных игр для детей раннего возраста...