Интегрированное занятие как форма взаимодействия образовательной организации с родителями детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития
статья
В статье рассматривается интегрированное занятие как эффективаная форма взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует преимущества данного подхода, включая создание условий для совместной деятельности, повышение педагогической компетенции родителей и усиление их вовлеченности в коррекционно-образовательный процесс. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации занятий, а так же их роли в социализации детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современном стандарте дошкольного образования одним из условий полноценного развития каждого ребенка является построение взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение их непосредственно в образовательный процесс.
Процесс воспитания ребенка с ОВЗ затруднен из-за смешанного характера нарушений развития, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения, он гораздо сложнее и требует создания особых условий. Данные затруднения стимулируют к поиску путей взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с ТМНР.
Одна из эффективных форм взаимодействия педагогов с детьми и их родителями это - система интегрированного обучения, которое позволяет активно привлечь родителей к взаимодействию в образовательном процессе. Занятия, которые проводятся в ДО интегрированные не только по своей структуре, но и потому, что в них принимают участие все: дети, родители и педагоги.
Основополагающим понятием в такой работе является индивидуализация обучения. Планируя свое занятие заранее, педагоги стараются учесть уровень развития каждого ребенка и его индивидуальные особенности. Стараются так же придерживаться и еще одного принципа обучения – это доступность, т.е. уровень трудности задания должен находиться в зоне ближайшего развития малыша. Каждое следующее задание отличается от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности, что помогает ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнять упражнение и подниматься на более высокую ступеньку развития.
Помимо занятий мы обязательно консультируем родителей, используя рекомендации врачей, инструктора ЛФК, психолога, объясняем пути и методы коррекции, совместно отрабатываем некоторые упражнения. Все это облегчает родителям последующее взаимодействие с ребенком.
В своей работе мы определили следующие направления:
- Выработка умения у детей выражать свои чувства и потребности;
- Стимулирование и активизирование мышечного тонуса, осознание ребенком положение собственного тела в пространстве;
- Развитие и совершенствование у детей всех видов восприятия, обогащение их чувственного опыта;
- Формирование предпосылок активной речи, развитие коммуникативных навыков и понимания речи;
- Профилактика отклоняющегося поведения, коррекция страхов, повышенной тревожности, создание условий для успешной адаптации и социализации детей;
Интегрированные занятия включены в регламент непрерывной образовательной деятельности, которые проводятся три раза в неделю в утреннее время. Участниками занятия являются педагоги, дети вместе с родителями.
Занятия проходят на ковре, как правило, ребенок находится в объятьях взрослого. Самые первые границы для ребенка – это круг маминых рук (такой аналог утробы), когда ребенок сидит на коленях у мамы в позе эмбриона, и мамины руки, мамино тело охватывают его почти со всех сторон, крепко сжимают, удерживают. В такой позе ребенок чувствует себя защищенным, у него возникает доверие к миру, уходят страхи. Важно помнить, что нельзя насильно заставить ребенка говорить, есть, играть, научить навыкам опрятности - всему этому он учится, наблюдая и фиксируя действия сверстников, родителя и педагога. Обучение детей идет только через запечатление, подражание, лучше всего это условие реализовывать, используя врожденное свойство поведения – стремление к объединению в группу и «делать, как все».
Условно занятие можно разделить на три части. Главная цель вводной части – познакомиться, привлечь всех участников к взаимодействию. В основной части занятия специалисты решают свои образовательные задачи посредством игр, направленных на развитие телесно-ориентированного контакта и сенсорной интеграции. Заключительная часть занятия – более спокойная, в нее могут быть включены массаж, колыбельная мелодия и релаксационное упражнение «Гамак». Обязательным условием проведения занятия – это погружение ребенка в ритм, поэтому все игры и упражнения проходят под ритмичную негромкую музыку.
Итак, к чему мы стремимся? Каких результатов хотим достичь?
Выстроенная атмосфера взаимопонимания, доверительных отношений, в которых ребенок чувствует себя защищенным – вот что для нас важно.
Через несколько месяцев проведения таких занятий мы видим, как раскрывается ребенок, и как родители начинают лучше понимать своих детей. У детей появляется произвольная регуляция поведения, они становятся более самостоятельными, улучшаются навыки самообслуживания и способности к обучению и коммуникации. Формируются и расширяются первичные представления о себе и объектах окружающего мира, накапливается пассивный словарь, активизируется речевая деятельность. Улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам, появляется осознание своего тела в пространстве, снижается уровень двигательного беспокойства.
Таким образом, только через взаимодействие с родителями, мы можем достигнуть гармоничного психомоторного развития ребенка, его эмоционально-волевой сферы, и успешной адаптации и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции
Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...
Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".
Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".Исп...
