Интегрированное занятие как форма взаимодействия образовательной организации с родителями детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития
статья

Усова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается интегрированное занятие как эффективаная форма взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует преимущества данного подхода, включая создание условий для совместной деятельности, повышение педагогической компетенции родителей и усиление их вовлеченности в коррекционно-образовательный процесс. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации занятий, а так же их роли в социализации детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

В современном стандарте дошкольного образования одним из условий полноценного развития каждого ребенка является  построение взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение их непосредственно в образовательный процесс.  

Процесс воспитания ребенка с ОВЗ затруднен из-за смешанного характера нарушений развития, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения, он гораздо сложнее и требует создания особых условий.  Данные затруднения стимулируют к поиску путей взаимодействия педагогов и родителей, имеющих  детей с ТМНР.

Одна  из эффективных форм взаимодействия педагогов с детьми и их родителями  это -  система интегрированного обучения, которое позволяет активно привлечь родителей  к взаимодействию в образовательном процессе. Занятия, которые проводятся в ДО интегрированные не только по своей структуре, но и потому, что в них принимают участие все: дети, родители и педагоги.

Основополагающим понятием в такой работе является индивидуализация обучения.  Планируя свое занятие заранее, педагоги стараются  учесть  уровень развития каждого ребенка и его индивидуальные особенности.   Стараются так же придерживаться и еще одного принципа обучения – это доступность, т.е. уровень трудности задания должен находиться в зоне ближайшего развития малыша.  Каждое следующее задание отличается от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности, что помогает ребенку  с помощью взрослого или путем подражания выполнять упражнение и подниматься на более высокую ступеньку развития.

Помимо занятий мы обязательно консультируем родителей, используя рекомендации врачей, инструктора ЛФК, психолога, объясняем пути и методы коррекции, совместно отрабатываем некоторые упражнения.  Все это облегчает родителям последующее взаимодействие с ребенком.  

В своей работе мы определили следующие направления:

  • Выработка умения у детей выражать свои чувства и потребности;
  • Стимулирование и активизирование мышечного тонуса, осознание ребенком положение собственного тела в пространстве;
  • Развитие и совершенствование у детей  всех видов восприятия, обогащение их чувственного опыта;
  • Формирование предпосылок активной речи, развитие коммуникативных навыков и понимания речи;
  • Профилактика отклоняющегося поведения, коррекция страхов, повышенной тревожности, создание условий для успешной адаптации и социализации детей;

Интегрированные занятия включены в регламент непрерывной образовательной деятельности, которые проводятся три раза в неделю в утреннее время. Участниками занятия являются педагоги, дети вместе с родителями.

Занятия проходят на ковре, как правило, ребенок находится в объятьях взрослого. Самые первые границы для ребенка – это круг маминых рук (такой аналог утробы), когда ребенок сидит на коленях у мамы в позе эмбриона, и мамины руки, мамино тело охватывают его почти со всех сторон, крепко сжимают, удерживают. В такой позе ребенок чувствует себя защищенным, у него возникает доверие к миру, уходят страхи. Важно помнить, что нельзя насильно заставить ребенка говорить, есть, играть, научить навыкам опрятности - всему этому он учится, наблюдая и фиксируя действия сверстников, родителя и  педагога. Обучение детей идет только через запечатление, подражание, лучше всего это условие реализовывать, используя врожденное свойство поведения – стремление к объединению в группу и «делать, как все».  

Условно занятие можно разделить на три части. Главная цель вводной части – познакомиться, привлечь всех участников к взаимодействию. В основной части занятия   специалисты  решают свои образовательные задачи посредством игр, направленных на развитие телесно-ориентированного контакта и сенсорной интеграции. Заключительная часть занятия – более спокойная, в нее могут  быть включены массаж,  колыбельная мелодия и релаксационное упражнение  «Гамак». Обязательным условием проведения занятия – это погружение ребенка в ритм, поэтому все игры и упражнения проходят под ритмичную негромкую музыку.

Итак, к чему мы стремимся? Каких результатов хотим достичь?

Выстроенная атмосфера взаимопонимания, доверительных отношений,   в которых ребенок чувствует себя защищенным – вот что для нас важно.

Через несколько месяцев проведения таких занятий мы видим, как раскрывается ребенок, и  как родители начинают лучше понимать своих детей. У детей появляется произвольная регуляция поведения, они            становятся более самостоятельными, улучшаются навыки самообслуживания и способности к обучению и коммуникации. Формируются и расширяются первичные представления о себе и объектах окружающего мира, накапливается пассивный словарь, активизируется речевая деятельность. Улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам, появляется осознание своего тела в пространстве, снижается уровень двигательного беспокойства.

Таким образом, только через взаимодействие  с родителями,  мы можем достигнуть гармоничного психомоторного развития ребенка, его эмоционально-волевой сферы,  и успешной адаптации и социализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...

Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".

Сценарий открытого занятия по образовательной области "Познание" для детей с тяжелым множественными нарушениями развития .Форма проведения индивидуальная. Тема "Зайка-Незнайка".Исп...