Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
консультация по коррекционной педагогике

Галеева Надежда Петровна

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсирующей направленности. Тяжелое множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.

Тяжелое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения). Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей дошкольного возраста в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности [5].

 Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук, отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий), медлительность и нечеткость движений, долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук, слабостью нажима карандаша (ручки) на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой), страдает плавность переключаемости с одного движения на другое, неумение координировать работу обеих рук, с трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями с трудом овладевает всеми приемами по развитию моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Поэтому дошкольники нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук [3].

Актуальность проекта. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами группы.

Цель проекта. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи проекта: 

1) формировать произвольные координированные, дифференцированные и целенаправленные движения пальцев, плавности, точности и гибкости рук, зрительно-моторную координацию (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

2) развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, пространственную ориентировку;

3) формировать практические умения и навыки у детей с ТМНР.

Работа по развитию мелкой моторики состоит из трех этапов:

I этап организационно-диагностический включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями в соответствии с возрастом, диагностику уровня сформированности мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды для практического решения задач.

II этап практический является основной деятельностью и включает в себя два направления.

Первое направление - коррекционная работа с детьми с ТМНР, направленная на формирование и развитие мелкой моторики. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками необходимо учитывать такую направленность по развитию моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами). Нужны релаксирующие упражнения. При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки - способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое.

Второе направление - взаимодействие с родителями. Участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики у детей с ТМНР.

Формы и методы работы с родителями это родительские собрания (проводятся 2 раза в год), консультации, беседы, день открытых дверей, методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в месяц) включает подбор книг, специальные памятки, буклеты, упражнения пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.

III этап аналитический включает анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической, т. е. обобщение опыта работы по развитию моторики у детей с ТМНР [2].

Система работы по развитию мелкой моторики

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь взрослого должна быть максимально простой по содержанию.

На первых этапах обучения ребенок наблюдает за действиями педагога, а далее постепенно он привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее дошкольник переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у воспитанника с ТМНР понимания обращенной речи [4].

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка, вырезание, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому подбираю различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Подробнее рассмотрим упражнения, которые используются на занятиях:

  • захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, величины, материала);
  • перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
  • разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;
  • работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
  • игры с юлой, волчком, неваляшкой;
  • катание различных мячей;
  • нажатие на кнопки, клавиши;
  • собирание пирамидки, стаканчиков;
  • нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
  • разжимание прищепок, прикалывание их;
  • переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
  • откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок;
  • наматывание ниток;
  • перелистывание книжек, журналов;
  • работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;
  • игры с мозаикой;
  • сенсорные пальчиковые дорожки;
  • поднимание с поверхности различных предметов.

Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР: учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности; задания усложняются постепенно «от простого к сложному»; соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы; использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки); длительность занятия; многократное повторение; поощряйте детей с ТМНР [1].

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация работы по развитию моторики и систематических занятий с детьми с ТМНР позволяет достичь определенных успехов в развитии дошкольников. Учебная деятельность организуется через совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, которая проводится через пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.

 

Список литературы

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М: АСТ, 1999.
  2. Екжанова, Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: «Просвещение», 2005.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2016.

5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М.: Ассоциация Даун Синдром. 2001.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсирующей направленности. Тяжелое множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.

Тяжелое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения). Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей дошкольного возраста в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности [5].

 Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук, отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий), медлительность и нечеткость движений, долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук, слабостью нажима карандаша (ручки) на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой), страдает плавность переключаемости с одного движения на другое, неумение координировать работу обеих рук, с трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями с трудом овладевает всеми приемами по развитию моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Поэтому дошкольники нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук [3].

Актуальность проекта. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами группы.

Цель проекта. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи проекта: 

1) формировать произвольные координированные, дифференцированные и целенаправленные движения пальцев, плавности, точности и гибкости рук, зрительно-моторную координацию (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

2) развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, пространственную ориентировку;

3) формировать практические умения и навыки у детей с ТМНР.

Работа по развитию мелкой моторики состоит из трех этапов:

I этап организационно-диагностический включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями в соответствии с возрастом, диагностику уровня сформированности мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды для практического решения задач.

II этап практический является основной деятельностью и включает в себя два направления.

Первое направление - коррекционная работа с детьми с ТМНР, направленная на формирование и развитие мелкой моторики. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками необходимо учитывать такую направленность по развитию моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами). Нужны релаксирующие упражнения. При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки - способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое.

Второе направление - взаимодействие с родителями. Участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики у детей с ТМНР.

Формы и методы работы с родителями это родительские собрания (проводятся 2 раза в год), консультации, беседы, день открытых дверей, методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в месяц) включает подбор книг, специальные памятки, буклеты, упражнения пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.

III этап аналитический включает анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической, т. е. обобщение опыта работы по развитию моторики у детей с ТМНР [2].

Система работы по развитию мелкой моторики

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь взрослого должна быть максимально простой по содержанию.

На первых этапах обучения ребенок наблюдает за действиями педагога, а далее постепенно он привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее дошкольник переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у воспитанника с ТМНР понимания обращенной речи [4].

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка, вырезание, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому подбираю различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Подробнее рассмотрим упражнения, которые используются на занятиях:

  • захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, величины, материала);
  • перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
  • разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;
  • работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
  • игры с юлой, волчком, неваляшкой;
  • катание различных мячей;
  • нажатие на кнопки, клавиши;
  • собирание пирамидки, стаканчиков;
  • нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
  • разжимание прищепок, прикалывание их;
  • переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
  • откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок;
  • наматывание ниток;
  • перелистывание книжек, журналов;
  • работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;
  • игры с мозаикой;
  • сенсорные пальчиковые дорожки;
  • поднимание с поверхности различных предметов.

Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР: учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности; задания усложняются постепенно «от простого к сложному»; соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы; использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки); длительность занятия; многократное повторение; поощряйте детей с ТМНР [1].

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация работы по развитию моторики и систематических занятий с детьми с ТМНР позволяет достичь определенных успехов в развитии дошкольников. Учебная деятельность организуется через совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, которая проводится через пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.

 

Список литературы

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М: АСТ, 1999.
  2. Екжанова, Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: «Просвещение», 2005.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2016.

5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М.: Ассоциация Даун Синдром. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. (период с сентября по ноябрь)

                    Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  ...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...