Главные вкладки

    Статья на тему: "Логоритмика"
    статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

    Олефиренко Татьяна Александровна

    В данной статье говорится о  том, что такое логоритмика. Цели и задачи логоритмики, а также структура занятий по логоритмике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logoritmika.docx18.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логоритмика – это форма активной групповой работы с точно определяемым конечным результатом, деррективным по отношению к больному, опосредованной музыкой, движением и словом.

    В узком понятии эта техника проводится как ритмизированная речь, в широком понятии – это методика коррекции людей с нарушениями речи, разной этиологии, сопровождающая логопедический процесс.

    Цель логоритмики: преодоление речевых нарушений, путем коррекции неречевой симптоматики с помощью движения и музыки, и адаптация больного человека к условиям внешней и внутренней среды.

    Внешняя среда – это преодоление комплекса тревожности, комплекса неполноценности, обусловленного речевым дефектом.

    Задачи:

    1. Оздоровительные. Сливаются с задачами по физическому воспитанию.

    2. Образовательные: а) обучение двигательным навыкам и умениям, технике выполнения движений; б) ознакомление с элементами музыкальной грамоты и с понятием музыкальной выразительности.

    3. Воспитательные: а) воспитание коммуникативных навыков, навыков общения; б) Эстетическое воспитание.

    Особенности логоритмики.

    Сложностью освоения методики логоритмики обусловлены неоднородной структурой речевого нарушения и механизмом нарушений.

    Основа логоритмики: развитие музыкального слуха и ритмического чувства на занятиях с помощью движения и пластики – (метод Эмиля Жака Далькрозе – профессор музыки, преподаватель Женевской консерватории).

    Логоритмика оказывает влияние на просодику, дыхание, тембр, которое осуществляется с помощью вокалотерапии и пения.

    Вокалотерапия – это когда человек с помощью звукоподражания учится владеть своим голосом, тембром и динамикой. Используется на начальном этапе логопедической работы.

    В коррекционные неречевые симптомы входят: коррекция моторики (общей, мимической, пальчиковой), поэтому используется ритмика и игра на музыкальных инструментах. В конце 2 и на 3 этапе используется хореография, психогимнастика, которая позволяет с помощью двигательных импровизаций и эмоциональных этюдов, работать над двигательной экспрессией, мимикой, пантомимикой и способствует навыкам коммуникации.

    Структура логоритмических занятий разная при различных речевых нарушениях:

    Структура занятий в раннем дошкольном возрасте с задержкой речевого развития: 20-25 мин. Эти занятия сливаются с музыкальными занятиями,  в которых основная задача – развитие слухового внимания. Детей учат выполнять по образцу то или иное движение, а также учат сочетать движение с музыкой, выделяя начало и конец, нет работы над ритмом. Детей учат простейшим перестроениям (круг, колонна, рассыпная). Осваиваются движения – топающий шаг, ходьба и бег под музыку. Разучиваются коллективные движения (круг, сужение, расширение). В общих развивающих движениях – оборазные движения, имитирующие различных животных, которые позволяют освоить различный характер в соответствии с музыкой, при этом все образы имеют два полюса контрастности (большое- маленькое). С детьми на образах вводится понятие громко- тихо, быстро – медленно.

    Работа с руками сводится к выполнению элементарных потешек, дети с воспитателем. Речевая задача выражается только в побуждении детей к речи, которая осуществляется в допевании, работа над звукоподражанием. Занятие по логоритмике не имеет строго очерченной структуры – это сквозное музыкальное развивающее занятие, построенное на одной теме, где все действия осуществляются  в соответствии с лексикой логопедического занятия.

    В группах с ФФНР:

    - нарушение мелкой моторики и мимической.

    - эмоциональная коррекция, поведенческая коррекция.

    Вводная часть:

    - психокоррекционные игры на развитие общей моторики

    - ритмические игры        

    - упражнения со словами и музыкой

    Основная часть:

    - пальчиковые игры с речью

    - артикуляторная гимнастика с муз0ыкой

    - речевые чистоговорки (с января – маленькие песенки с движением и пропеванием)

    Заключение:

    - психокоррекционные подвижные игры на общение и импровизацию.

    В группах с ОНР:

    Проблема развития словаря, всех неречевых процессов. Все занятия идут в строгом  соответствии с лексикой и словарной работой логопеда. Основное анимание на занятиях уделяется словообразованию детей (много речи).

    Занятие имеет 2 разновидности:

    1 тип: расширенные речевые занятия с музыкой и движением; включает речь с движением в одной лексике, исполнение песен, попевок, выполнение ритмоблоков с музыкальными инструментами.

    2 тип: более академичные, где используются тексты и песни.

    Любое занятие начинается с организационно-ритуального момента, который способствует концентрации внимания и сосредоточенности на данное занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

    Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

    Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».

         Во время практической деятельности  большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов  детей. Это выражалось в выполнении лог...

    План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."

    Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....

    Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

    Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

    Статья на тему «Логоритмика – эффективный путь развития речи детей дошкольного возраста »

    Цель логоритмики.Задачи логоритмики.Требования к логоритмическим занятиям.Роль музыкального руководителя.Структура логоритмического занятия....