Центр здоровьесберегающих технологий в свете ФГОС Из опыта работы.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скотникова Елена Александровна

Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_tsentr_zdrovesber_tehnologiy.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Центр здоровьесберегающих технологий

в свете  ФГОС

Учитель-дефектолог   Е.А.Скотникова

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.

Актуальность.

   Задержка психического развития (ЗПР)- это темповое запаздывание в развитии психических процессов и несформированность эмоционально-волевой сферы у детей. Основные симптомы ЗПР: неразвитая память, внимание, мышление, речь, моторика, самоконтроль.

Дети с диагнозом ЗПР оказываются совершенно не готовыми к школе.

Представления об окружающей среде очень малы, отсутствует интерес к учебной деятельности. Также от здоровых детей их отличает и то, что они не умеют обобщать, абстрагировать. Речевая активность таких детей крайне скудна, словарный запас беден. Трудности в обучение усугубляются еще и тем, что дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быструю утомляемость и легкую отвлекаемость.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются  современные конструкторы, игры.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями в развитии:

  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность     мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Задачи использования здоровьесберегающих технологий:

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • распределение образовательных и физических нагрузок,
  •  предотвращение перегрузок и усталости;
  • сохранение здоровья детей и повышение умственной работоспособности, двигательной активности;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
  • пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей.

Принципы здоровьесберегающих технологий.

1.Принцип  не навреди.

2. Системного чередования нагрузок и отдыха

3. Принцип сознательности и активности.

 4. Систематичности и последовательности.

 5. Непрерывности здоровьесберегающего процесса.

  6. Доступности и индивидуальности

Традиционные и нетрадиционные методы, используемые в коррекционно-педагогической практике

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.

Дыхательная гимнастика

 Дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Гимнастика для глаз помогает:

  • Снять физическую и психоэмоциональную  напряженность;
  • Развить зрительную координацию;
  • Укреплять глазные мышцы;
  • Развить зоркость и внимательность.

Пальминг

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок

Пальчиковая гимнастика

  • Способствует овладению навыкам мелкой моторики
  • Помогает развивать речь
  • Повышает работоспособность коры головного мозга
  • Развивает психические способности: мышление, память, воображение
  • Снимает тревожность

Массаж и самомассаж.

В самомассаже использую поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание,  сгибание, разгибание пальцев. Использую упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша. Прищепки, сухой бассейн, пуговичный массаж

Кинезиология

 направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Су -  джок

  • Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
  • Развивает память, внимание, связную речь
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Воздействует на биологически активные точки организма
  • Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом

Банчемс

 Это инновационный конструктор, который способен развивать психические процессы, интеллектуальную активность, творчество в конструктивной деятельности.

В процессе занятия с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме.

Психогимнастика

Учим детей говорить добрые слова друг другу. Говорить слова приветствия с улыбкой.

Учит детей расслабляться.

Способствует концентрации внимания.

Помогает снять напряжение.

 Снимает возбуждение.

Динамические паузы

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит динамическим паузам. Я стараюсь проводить их при первых признаках утомления , в середине занятия. Комплексы подобираю согласно лексической теме недели.

Физминутки, проводятся в игровой форме .Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы.»

Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не тольео у детей...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии" из опыта работы

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе...