Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Буханцева Ольга Викторовна

В данной статье обобщен методический материал по применению игровых технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda_dou.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Буханцева Ольга Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ д/ «Здоровый ребенок»

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра понимается как вид деятельности, направленный на проживание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

Игровая деятельность содержит в себе функции:

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • функцию самореализации;
  • игротерапевтическую;
  •  диагностическую;
  •  функцию коррекции;
  • функцию  межнациональной коммуникации;
  • функцию социализации.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы и значения в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

    Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям у дошкольников, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

    Структура игровой технологии, применяемой логопедом коррекционной группы включает следующие компоненты:

  • подготовительная часть – анализ существующих игр, текущий подбор игр для реализации поставленных задач;
  • процессуальная часть – непосредственный процесс обучения игре, сама игра;
  • содержательная часть – система оценки эффективности применения;
  • дидактическая система -  содержание обучения в процессе игры;
  • диагностическая система - оценка педагогической целесообразности, уровень подготовленности воспитанников.

    Уровни игровой  педагогической технологии:

  • элементарный или модульный – это формирование понятий, усвоение новых знаний, воспитание качеств личности, способы организации и проведения занятия, повторение и контроль знаний;
  • общепедагогический или общедидактический – это  характеристика образовательного процесса в целом;
  • частнометодический  - это применение способов и методов обучения и воспитания с целью реализации дидактических целей.

Поставленные  цели и задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме.
  2.  Изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической работе.
  3. Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.
  4. Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности  в логопедической практике.
  5. Постоянно обновлять и пополнять игротеку.
  6. Оказывать методическую помощь воспитателям  по ведению профилактической работы  с использованием игр.
  7. Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий с детьми в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

    Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на логопедических занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • обязательное сопровождение всех этапов игры речью;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     Современный рынок игровых материалов предлагает огромное количество дидактических игр, разнообразных по материалам, содержанию, организации проведения. В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи в качестве дидактического материала можно использовать игры-самоделки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

    По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации  звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

    С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать полюбившуюся игру.

    Игровые технологии — результативный инструмент современного логопеда.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
  3. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого/воспитываемого.Дошкольники с ОИН испытывают большие затр...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Презентация "Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОО"

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровн...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...