Развитие коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития посредством Лего-конструирования.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скотникова Елена Александровна

Преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте - является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для конкретного человека, так и для общества в целом. А  мы, взрослые,  должны помочь детям приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь   найти свое «я» в обществе людей.    С лего легче все уметь – с лего легче поумнеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_lego_konstruirovanie.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития посредством  Лего-конструирования.                  

Скотникова Елена Александровна,                                                                 учитель-дефектолог  МДОУдетский сад №8 «Березка»                       компенсирующего вида города Фурманова.

Дети во все времена стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов. Современные дети с легкостью осваивают компьютер и другие информационно-коммуникативные средства. Сейчас традиционными наглядными средствами (например картинками) их сложно удивить. Считаем, что педагог и сам должен обучаться современным методам и технологиям, используя это в процессе работы. К одному из таких современных методов относится - совместная деятельность –ЛЕГО конструирование. Перед нами была поставлена задача – развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами Лего конструирования. Конструктор Лего выбран не случайно. Лего в переводе означает «умная игра». Лего – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это современное  средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка. Одна из основных целей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Идея обучения состоит в том, что ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в парах, группе.  Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».

Из обязательного минимального содержания образовательной      программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением коммуникативная компетентность дошкольника  включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками, т. е научиться:

-сотрудничать;

-слушать и слышать;

-воспринимать и понимать информацию;

-говорить самому.

 В нашем детском саду дети с особенностями в развитии.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер. Целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании развивающих образовательных условий в системе дошкольного воспитания и обучения. Одной из форм этих условий может быть систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.

Как же трудно детям привить   коммуникативные  навыки, и труднее вдвойне детям с ЗПР.

Поэтому и возникла идея оптимизировать работу с детьми с ЗПР по коммуникативному развитию  посредством лего - конструирования.

Сейчас мы совершим небольшой экскурс в недавнее прошлое. Как общались  дети в начале углубленной работы по теме.    

(Фрагмент видеоматериалов  средней группы.)

Вывод: Дети  не умеют разговаривать друг с другом и не общаются.

А как же  происходило обучение коммуникации?  (Презентация )

В целях   формирования коммуникативной готовности  к школьному обучению детей с ЗПР посредством лего – конструирования мы  разработали  рабочую  программу «Мир Лего»

Данная программа  составлена  на основе методических рекомендаций Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», образовательной программы детского сада.  

Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию коммуникативных способностей и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов  Лего.

Реализация программы  проходит через три блока: работа с детьми,  педагогами и родителями.

Дошкольники  проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;  3-действие ; 4-результат (поделка).

 По окончанию каждого  занятия ребенок видит результат своей работы, побуждающий его к общению.

В  программе представлено перспективное планирование на учебный год, разработанное для каждой возрастной группы.

Тематика занятий  по коммуникативному развитию дошкольников посредством Лего-конструирования  не выходит за рамки тематического  планирования в детском саду.

Для детей старшего дошкольного  возраста тематическое планирование практически не отличается от планирования в средней группе, но непосредственно образовательная деятельность усложняется за счет применения другого вида Лего-конструктора  Лего Дакта с  более мелкими деталями и большим количеством Лего человечков, необходимых для создания новых сюжетов по развитию коммуникативных способностей детей. 

Данная программа рассчитана на три года обучения, с учётом возрастных особенностей каждой группы.

Занятия проводятся один раз в неделю с детьми по подгруппам (4-6 детей).

Длительность занятий определяется возрастом детей в соответствии с санитарными нормами.

В течение года на освоение программных задач отводится 29 занятий

(  1 октября по 30 апреля).

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста в данной программе большое место отводится проведению занятий в форме игры.

В старшей, подготовительной группе используются игровые элементы, для того чтобы заинтересовать детей.

Каковы же пути формирования компетентности над которыми мы работали:

  • Формирование правильности речи (звуковая культура речи. Четкость, интонационная выразительность, грамматика, лексика, развитие слухового внимания.)
  • Развитие коммуникативных умений: (слушать собеседника, договариваться, адресовывать высказывания, выражать чувства симпатии, формировать открытость, доброжелательность)
  • Формировние умения видеть конечную цель высказывания и прогнозировать его результат;
  • Воспитание культуры общения (речевой этикет).

Как учитель-дефектолог ЛЕГО - конструктор  я использовала   на  коррекционных занятиях по развитию элементарных математических представлений, имеющих большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

По развитию Сенсорного восприятия (зрение, осязание) Величина, цвет, форма.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и    в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?»,      « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

  Различные постройки « Мой город», « Моя улица», «Животные» и т.д. сконструированные детьми с воспитателем использовала  на занятиях по обучению рассказывания, которые  способствуют развитию коммуникативных навыков.

Занимались  в микрогруппах - чтобы дети учились договариваться, слышать, слушать друг друга

Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто детям предлагала речевой образец. Проговаривали  вслух игровые действия. В группе устанавили   правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получали практические навыки ролевого диалога, учились договариваться друг с другом. Предлагаемые  сказки и загадки про животных, обыгрывали совместно с детьми, затем дети сами обыгрывали понравившиеся сказки.

Специфика нашего детского сада предполагает совместную работу учителя-дефектолога и воспитателя, поэтому организованная работа по использованию LeGo - технологии в соответствии с современными стандартами проводилась совместно с воспитателями группы, которые    способствовали  повышению уровня развития способностей детей.

Воспитатели использовали  Лего на занятиях по обучению конструированию, в процессе которого важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению,

 а  так же в свободной игровой деятельности.

Таким образом, с применением Лего-конструирования у нас получилось интегрировать социально-коммуникативное развитие с другими образовательными областями.

Родители оказались союзниками и активными помощниками в  работе по развитию  речи и общения детей. С ними проводились различные консультации, тренинги, совместные с детьми занятия.

Таким образом, через создание зоны ближайшего развития мы способствовали  личностному росту ребенка с ЗПР и тем самым помогали   преодолевать коммуникативные нарушения и развивали   социальную компетентность.

При проведении в течение трех лет систематического обучения детей    работе с разнообразными конструкторами, а также знакомство педагогов с новыми лего-технологиями позволило за более короткое время достичь положительных результатов в обучении и воспитании т. к. они обладают большим диапазоном возможностей.

Мы научили детей работать в паре и коллективе,

Общаться со взрослыми и детьми,

Поддерживать беседу со взрослыми и детьми,

Подбирать материал для постройки с последующим обсуждением.

Мы предлагаем  посмотреть фрагмент игровой деятельности тех же детей, но через три года обучения, где можно увидеть и услышать как сформированы коммуникативные навыки детей 6-7 лет. (Фрагмент видео)

Вывод. Преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте - является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для конкретного человека, так и для общества в целом. А  мы, взрослые,  должны помочь детям приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь   найти свое «я» в обществе людей.

С лего легче все уметь – с лего легче поумнеть.

Список литературы.

1. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,   2012.

2.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности        у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов.                          М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психического развития.

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психическог...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....