Развитие познавательных процессов через игру
статья по коррекционной педагогике

Черствова Ольга Александровна

          Статья по  материалам пособия «Специальная психология» (Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_protsessov_cherez_igru.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов через игру

По материалам пособия «Специальная психология».

Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.

Одним из основных положений дошкольной олигофренопсихологии является признание общности закономерности развития нормального и аномального дошкольника. Это означает, что в жизни умственно отсталого ребенка, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры» (Л.С. Выготский).

 Игра дошкольника должна стать ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на весь психологический облик умственно отсталого ребенка.

На становление игры  пагубно отражается  отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, а именно игровой зоны.

Без специального обучения ведущей деятельностью умственно отсталого ребенка к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а предметная. В игре наблюдаются стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет даже элементарного сюжета. Дети не используют предметы-заместители, тем более они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Таким образом, функция замещения в игре этих детей не возникает. Не развиваются и функции речи, у них нет не только планирующей или фиксирующей, но и сопровождающей речи.

Малый удельный вес игры в жизнедеятельности ребенка значительно обедняет духовный мир, не способствует интенсивности общего развития. Поэтому в нашем  дошкольном  учреждении обращается особое внимание на развитие у детей интереса и потребности в игре. Создаются условия, при которых дети постепенно приобретают умение самостоятельно создавать игровую ситуацию, обстоятельства игры и действовать в соответствии с ними. На первых порах воспитатель  и учитель дефектолог сами создают условия для игровых действий. Попутно сообщая сведения о предметах, включаемых в игру. Затем они подают образец действия, объясняя их смысл и обозначая словами (приготовить кукле обед, уложить куклу спать и т.д.), далее  совместно с ребенком выполняет показанные действия.

Для того, чтобы игры являлись действительно творческим процессом, лучше не использовать для постановки сложный  материал, а брать за основу простые истории, в том числе придуманные  самими детьми и произошедшие с ними.

Игровое взаимодействие – сопряженные системы взаимных действий участников и их реакции друг на друга, в результате чего возникает причинная зависимость. Так развивается эмпатическое игровое общение и формируются произвольное поведение и новые личностные ценности участников игрового взаимодействия.

Сюжетные игры:

- с/р игра  «Дочки-матери» - учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей - «Комната для кукол с мебелью», «Новоселье»;

 -с/р игры:  «Больница», «Спасатели», «Магазин»,  «Моряки», «Летчики», «Парикмахерская» - обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми, формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом;

- драматизации знакомых сказок: Л. Толстой. «Три медведя», С. Михалков. «Три поросенка»;

- знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в строительных играх - «Строительство гаража на несколько машин», «Постройка детского сада», «Наша спортивная площадка»;

-  игры  с использованием построек, созданных из стульев - «Машина», «Автобус»;

Дидактические игры:

      - игры на развитие мелкой моторики: «Лови шарик», «Мозаики», «Кто скорее свернет ленту», «Коврик для мамы» и т.д.

- игры на  развитие восприятия: «Цветные коврики», «Шарики», классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?», «Аквариум», «Гномики», «Почтовый ящик», «Бусы», «Три медведя», «Домик для зайки», «Флажки», «Зарядка» и .т.д.

- игры на развитие мышления и воображения: «Сложи узор», работа с сериями картинок, «Посади зверюшек на дорожки», «Что сначала, что потом», «Что это такое?» и т.д.

- игры на развитие внимания и памяти: «Лабиринт», «Шкафчики», «Найди половинку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?» и т.д.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательных процессов через игровую деятельность"

Развитие познавательных процессов у дошкольников через игровую деятельность...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов через игры с песком»

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных сетодов работы с разными видами песка в условиях детского сада...

Самообразование по теме: «Развитие познавательных процессов, через экспериментальную деятельность»

      Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской  деятельности.            ...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...

Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов через развивающие игры.

Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение....