Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов через игры с песком»
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных сетодов работы с разными видами песка в условиях детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_2.doc94.5 КБ
Office presentation icon pesochnaya_terapiya_v_dou_2.ppt470 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Развитие познавательных интересов через игры с песком»

Цель:  повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с разными видами песка в условиях детского сада.

Задачи:

1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. 
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.

4. Способствовать снятию напряжения, расслаблению;

5. Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Материалы и оборудование для проведения мастер-класса:

- Световой стол для песочной анимации;

- Песочница с живым песком;

- Песочный стол «Песок-вода»;

- Наборы цветного песка;

- Песочный стол с обычным речным песком; 

- Радужный песок;

- Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду»,

- Тематические наборы фигурок из киндер – сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке;

- Разнообразный игровой, природный и бросовый материал; 
- Палочки для рисования, картинки, чистые листы бумаги, ручки.

- Музыка для релаксации;

- Влажные салфетки;

- Стеклянный сосуд

- Гидрофобный песок

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели, учителя-логопеды, учитель-дефектолог

Ведущие: педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна и учитель-логопед Подковырова Наталья Николаевна

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Ход мастер – класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рада встрече с вами. Мы сегодня отправимся с вами в страну песочной терапии. Главным героем нашего МК станет песок.

Мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс «Развитие познавательных интересов через игры с песком»

Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей. В песочнице происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок. Непоседа в песочнице чувствует себя спокойно и комфортно.

Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.

Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости.

Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Замечали ли вы когда – нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Манипуляции с пеком дают ощущение свободы, безопасности, самовыражения. Мягкость, текучесть песка действует на ребёнка успокаивающе, расслабляет, гармонизирует эмоциональное состояние, способствует снятию напряжения, тревожности.

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Пескотерапия – это игра, которая помогает ребёнку строить отношения и заводить друзей. При создании песочной композиции не нужны специальные знания и навыки. Поэтому ребёнок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более рискованно и смело действовать.

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. 

Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. И этот материал, доступен каждому человеку. Это экологически чистый и более того самоочищающийся материал. Он хранит в себе ионы серебра, которые позволяют ему самоочиститься, почти так же, как это может сделать река.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Чем полезны игры с песком:

- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля;

-формируют представления об окружающем мире;

- развивают глазомер и мелкую моторику.

- успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию;

- воспитывают чувство уверенности и успешности;

- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Эффект песочной терапии:

- позитивное влияние на эмоциональное состояние;

- положительная динамика в развитии образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- ориентировки в пространстве;

- сенсорно – моторного восприятия.

Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму.

Игры с песком разнообразны:

-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
 
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Оборудование «педагогической песочницы»

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз (контейнер).  Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Располагается песочница на уровне ребенка.

2. Чистый, промытый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо один раз в неделю. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок. 

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): 

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

  • пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры
  • наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования.

Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка. 

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки: мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.

Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства. 

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1.  Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если  случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Или другой вариант ритуала (проводится совместно с педагогами, взявшись за руки):

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правила моей страны

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вредных нет у нас в стране —
Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Никого не обижать,

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Все вы поняли меня?

После того, как ритуал принят отправляемся в песочную мастерскую. Каждый выбирает вид песка по своему желанию. Делимся на группы.

Сегодня у нас с вами фестиваль идей. Мы поделимся друг с другом своими идеями, как можно играть с песком того вида, который вы выбрали. Каждая группа будет представлять свои варианты, а другие участники из других групп могут тоже активно добавлять.

Итак, у вас сейчас есть время познакомится с песком, по взаимодействовать с ним и продумать варианты игр, которые вы нам предложите и продемонстрируете. Нужно будет не только рассказать, но и показать. Посмотрите внимательно, здесь на столе есть различные предметы, которые помогут вам придумать нечто оригинальное.

Происходит обсуждение в мини-группа.

Педагог-психолог и учитель-логопед предлагает варианты работы с песком.

  1. Стол «Песок-вода»

Из сухого песка можно сделать влажный и провести эксперимент – сухой песок сыпется, а мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму, из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно; мокрый песок меняет цвет и запах; можно рисовать узоры на песке; можно рисовать картины пальцем и украшать эти картины; игра «Сотри лишнее»; в этой песочнице, в песочной стране могут идти дожди, появляются настоящие реки и озера; можно оставлять отпечатки с помощью различных формочек по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану; в играх с формочками можно использовать задания на классификацию предметов, например – только геометрические формы, только животные; можно оставлять отпечатки своих рук и затем дорисовывать и дополнять их, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки и т.д.

Ценность этого стола в том, что здесь есть и вода. А с водой есть очень много познавательных игр.

Пример: опускаем в воду буквы, а на песке выкладываем слова: кот…Педагог предлагает эти слова прочитать и затем выловив другую букву заменить одну букву на другую и получится новое слово: кит…

Или выложить слова с пропущенной буквой. Нужно выловить нужную букву и составить слово на песке. Или же это будут цифры и знаки и тогда можно решать примеры или составлять задачи.

Можно вылавливать геометрические фигуры или камешки и выкладывать по образцу или продолжить последовательность.

  1. Песочница с сухим песком.

Песок можно пересыпать через воронку, из одной емкости в другую; просеивать песок сквозь сито и находить в песке игрушки; поиграть в «Песочные прятки» - причем игрушку, затем чтобы найти раздуваем песок, раскапываем пальчиками или используем палочки или кисточки.

Игру «Песочные прятки – 2» (с картинкой) полностью провести.

Можно на песке рисовать руками, пальчиками, палочками, кисточками, при чем двумя руками одновременно. Можно нарисовать песочную картину и украсить ее; или поиграть в «Волшебные превращения», где один рисунок, например круг может превратиться в солнышко и т.д…

Игра – школа на песке «Занимательная геометрия» Рисуем на песке геометрические фигуры… Задание: посчитай все треугольники, все квадраты…

Для обучения порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева».

Ребенок ощупывает геометрическую фигуру с закрытыми глазами, а потом пальчиком рисует ее на песке.

Украсив песочный лист различными по цвету и величине геометрическими фигурами учить ориентироваться в пространстве. Пример: назови фигуру, кт. Расположена в левом нижнем углу, назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

В песочной стране можно устроить «песочный дождь» или «песочный ветер», с помощью одноразовой трубочки.

Поиграть «Один-много»; «Что изменилось»

  1. Световой стол

На световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.

Варианты игр:

Рисуем на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники  и предлагаем ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч).

Или ребенок обводит с помощью песка свою руку и песком дорисовывает картинку; рисует на столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Картинку (пр.новогоднюю) можно украсить камушками, фасолью и т.д. включить мигающую подсветку, получиться волшебно.

Можно с помощью трафарета и песка нарисовать картинку.

Упражнение «Волна»

Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставится на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». Сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение «Нити»

Ребенок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком.

Упражнение «Что это? Для чего это?»

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе темы. Педагог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды… Затем просят ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

 Упражнение «Загадки»

Дети должны не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Упражнение «Рукавички»

Дети делятся на пары. Нужно нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети придумывают и изображают узор на рукавичках, но сначала им надо договорится между собой об этом. Или другой вариант: изобразить в паре определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договорится друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе.

Упражнение «Фотография»

Дети делятся на пары. Предлагается им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид и нарисовать его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

Или же можно ввести традицию группы. Каждый кто пришел рисует свой смайлик на песочке.

  1. «Живой песок или кинетический»

Прежде, чем мы перейдем к другому столу, отгадайте загадку.

Загадывает загадку:

Он и чистый, и сухой,

Хочешь рой, а хочешь, строй!

Хочешь, куклам испеки,

Золотые пирожки!

- Кинетический песок — состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка. Абсолютно нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут поэтому он безопасен для детей с трех лет. На первый взгляд напоминает влажный морской песок, но когда берешь его в руки, проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Сожмите песок в кулачках, а теперь разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек.

Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившие изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части.

Можно поиграть в «Прятки». Прятать можно любые фигурки, пуговицы, любимые игрушки.

Прятки обучающие. Можно прятать цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова. Или задумываете слово, записываете его на бумаге и предлагаете ребенку найти в куче живого песка нужные буквы для составления слова.

На выровненном песке любыми предметами оставляем отпечатки. Благодаря свойствам песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след.

Можно оставить отпечаток своей ладошки и украсить ее камешками, цветочками.

Можно изучать диаметр. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток стаканчика меньшего по диаметру.

При знакомстве с геометрическими фигурами делаем отпечатки фигур, составляем изображение животного, дома и т.д. Лепим геометрические фигуры, с помощью фигурок из сортера. И сопоставляем их изображением. Или рассмотреть плоские геометрические фигуры. И предложить сделать из кинетического песка объемных «братьев» выбранных фигур.

Делаем паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки из геометрических фигур. Показать как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников  - квадрат и т.д.

С помощью кинетического песка можно тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учится читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом!

Буквы и цифры можно не только писать на песке, но и вылепить их из песка.

  1. Радужный песок.

Работать можно так же, как и с живым. Только здесь он цветной, а значит постройки интереснее и разнообразнее. Песок принимает любые формы. Можно использовать песок как замена пластилину. Он не сохнет. Легко собирается. Песок имеет приятный аромат.

С помощью радужного песка мы изучаем цвета, можно создавать новые оттенки.

Можно играть в кулинара, повара, строителя. Можно создавать объемную картину по образцу с листа.

  1. Цветной песок

Что можно сделать из цветного песка?

Занятия из цветного песка:

Рисование картин на столе, специальном подсвеченном столе или бумаге;

Изготовление фресок;

Изготовление флорариумов;

Декорирование ваз и других емкостей;

Создание поделок;

Раскрашивание трафаретов.

Раскрашивание картин

Если раньше раскрашивали с помощью цветных карандашей и фломастеров, то теперь их заменил песок.

На прилавках магазинов появляются актуальные песочные трафареты, которые идут в наборе с цветным песком. Трафарет представляет собой изображение с клейкой основой.

С изображения снимается защитная пленка, а песок нужно сыпать на клейкую поверхность, окрашивая в разные цвета картинку.

Если нет возможности приобрести готовый трафарет, можно использовать клей ПВА и любую картинку.

Флорариум с цветным песком своими руками

С помощью декоративного песка можно не только рисовать, но и создавать композиции вместе с растениями.

  Ваза с цветным песком

С помощью цветного песка можно создать неповторимые узоры в вазе, аккуратно выложив его слоями.

 А вообще сделать из декоративного песка можно все, что угодно, главное проявить фантазию: картины, замки, поделки, украсить флорариумы и обычные подсвечники.

  1. Стол с гидрофобным песком.

Педагог проводит эксперимент с гидрофобным песком. Демонстрирует его способности не впитывать воду и оставаться сухим в воде. (Эксперимент по примеру профессора Николя)

  1. Стол с цветным песком и стеклянным сосудом.

Проводится рефлексия мастер-класса.

Педагог пересыпая песок из руки в руку говорит: «Пересыпающийся песок ассоциируется у меня с временем. А ведь самый ценный подарок, который мы можем преподнести кому либо, это наше время, потому что мы отдаем то, что никогда не сможем вернуть». Я надеюсь, что это время которое мы провели сегодня вместе было для вас ценным. Предлагаю вам взять немного песка и наполнить сосуд озвучив что вы с собой сегодня унесете. Что для себя узнали, что вас удивили, что заинтересовало, что было полезного и что будете применять в своей работе.

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Для того, чтобы выйти из песочной мастерской, давайте вместе произнесем слова:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем сегодня нам помог!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Развитие познавательных интересов через игры с песком» Подготовили: педагог-психолог Ситникова Е.В. и учитель-логопед Подковырова Н.Н.

Слайд 2

Цель : повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с разными видами песка в условиях детского сада. Задачи : 1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. 3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 4. Способствовать снятию напряжения, расслаблению; 5. Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий , направленных на сохранение здоровья дошкольников .

Слайд 3

Чем полезны игры с песком: - развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля; -формируют представления об окружающем мире; - развивают глазомер и мелкую моторику. - успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию; - воспитывают чувство уверенности и успешности; - помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Слайд 4

Эффект песочной терапии: - позитивное влияние на эмоциональное состояние; - положительная динамика в развитии образного мышления; - тактильной чувствительности; - ориентировки в пространстве; - сенсорно – моторного восприятия.

Слайд 5

Игры с песком разнообразны: - Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения. - Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. - Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. - Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Слайд 6

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК? Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик от стола – Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Слайд 7

Оборудование «педагогической песочницы» Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз (контейнер). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); различные здания и постройки; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования.

Слайд 8

Требования к песку для песочницы с детьми - Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. - Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. - Эту процедуру делают не реже одного раза в неделю. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Слайд 9

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт. Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш: 1 . Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд 10

Я открою вам секреты, Только надо знать при этом Правила моей страны Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вредных нет у нас в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Никого не обижать, Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была Все вы поняли меня?

Слайд 11

Ритуал «выхода» из Песочной страны В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем сегодня нам помог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Песочное рисование или игры с песком»

Актуальность проблемы. В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Тем не менее эмоции являются центральн...

Мастер класс на тему: «Развитие познавательных интересов через игры с песком во 2 младшей группе »

Знакомства с песком.Цель:знакомство детей с песком, его свойствами,развитие воображения, гармонизация психоэмоционального состояния,развитие тактильной чувствительности, расслабление.1.Для начала...

Мастер- класс для педагогов: «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Пояснительная запискаРазвитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»

Данная разработка мастер- класса  может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...

Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи: - совершенствование работы педагогов по речевому р...