Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.
методическая разработка

Сержантова Ольга Николаевна

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

 

Задачи:

 

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

 

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

 

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

 

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ                                                                  27.12.2021Сержантова О.Н

Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Ожидаемый результат:

У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.

Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.

Методы и приёмы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.

Оснащение:ТСО: экран, проектор;презентация:

Раздаточные материалы:

пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе педагога ДОО.

III этап. Практический

Задание 1 - Игра «Карусель»

Задание 2 - Игра «Магазин»

Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!».

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход работы.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.

- Добрый день, уважаемые коллеги

- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.

- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.

- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

- Прошу вас пройти на места!

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речидетей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая из простых предложений

- бедность речи

- несформированность грамматического строя

- нарушение звукопроизношений

- бедная диалогическая речь

- трудности в построении монологов

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

- отсутствие навыков культуры речи

- плохая дикция

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

- Что такое дидактическая игра?

- Коллеги все правы.

Далее ответы на слайде.

- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитаниками.

III этап. Практический.

Виды деятельности Слова и действия мастера Инструкции

Смысл упражнения Организация рабочего пространства

1. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии - А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».

- Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.

- Т. И. выберите любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.

- Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него.Например: у меня признак лимона - температура.Я задаю вопрос: «Лимон какой ты по цвету?»,и отвечаю: «Желтый».

- А теперь начнем играть:

1, 2, 3 - беги!

1, 2, 3, - замри!

- У меня признак (температура).

Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)

Микроитог.

С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.

Д/и «Карусель»,

предметы:Объекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.

Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.

2. Игра «Магазин»

- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.

- Давайте отправимся в магазин за покупками.

- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

- Приятных вам покупок.

Микроитог.

- Вам понравилась эта игра?

- Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?

- Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.

Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.

Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.

Деньги (купюры с детскими картинками).

3. Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!

- Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.

- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

- через горы и леса в край родной летит … птица.

- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

- Звонко цокают подковы на копытах у …коня.

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

Микроитог.

- С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.

Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу.У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер - класса.

- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.

- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.

Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

«Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.      Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, ...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Мастер-класс для педагогов по развитию речи дошкольников «Путешествие Язычка»

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Недостаток же звуковой культуры речи неблагоприятно отражается на личност...

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

На сегодняшний день —Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жи...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Мастер класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:- целенаправленно обогащать словарь детей;- развитие активной речи;- формировать: потребности детей в общении со взрос...