Мастер класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»
материал (младшая группа)

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

- целенаправленно обогащать словарь детей;

- развитие активной речи;

- формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;

-способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы4

- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_0.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

- целенаправленно обогащать словарь детей;

- развитие активной речи;

- формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;

-способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы4

- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребёнка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребёнка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребёнок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.

Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребёнок занимается различными видами деятельности. Но только с помощью специальных занятий можно добиться устойчивого развивающего эффекта.

Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.

Основными принципами развивающих игр являются переходы от игр к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами при этом мы выделяем игровые приемы и дидактические игры.

Первый этап в работе по развитию речи можно выделить самое главное умение, которое дети должны освоить в дошкольном детстве – умение описывать происходящее.

Работу можно начать с метода совместных высказываний, где используется такой игровой прием, как описание сюжетной картинки. Вместе с детьми мы начинали описывать сюжетную картинку, например, из сказки «Колобок», помогая им наводящими вопросами: что вы видите на этой картинке? Кто испёк колобка? Кого встретил колобок? и т.д.

В процессе обучения построения предложений мы предлагали детям схему высказывания. Говорили начало предложения и предлагали его закончить. Например, «Жили были... Катится колобок, а на встречу ему.... Не ешь меня я тебе...». Этот прием направлен на то, чтобы помочь ребенку построить высказывание, когда взрослый начинает высказывание, а ребенок его заканчивает.

Далее мы усложняли работу, добавляя количество сюжетных картинок (не более трех). Здесь ребенок уже мог построить маленький рассказ, выделяя в нем начало, середину и конец.

Так же в работе по развитию речи мы использовали дидактические игры, например, «Чудесный мешочек». Первой руку опускает воспитатель, описывая то, что в нем находится, например, «В мешочке находится что-то круглое, гладкое, небольшое, твердое - круг». Вынимает его, давая детям удостовериться, что это именно он. Дальше дети отвечали на вопрос «Что это» опуская руку в мешочек с заранее вложенной в него фигуры.

Можно так же использовать такие игры, как «Угадай, кто это?», «Что бывает... Какое бывает...» и т.д.

На втором этапе работы по развитию речи дошкольников мы усложнили все виды игр и игровых приемов, т.е. если это был рассказ по сюжетным картинкам, то мы использовали либо начало, либо конец рассказа, тем самым давая детям почву для творчества.

В игре «Угадай, кто это?» воспитатель называет несколько слов, описывающих то или иное животное. Например, «Серый, злой, зубастый, голодный, (волк)»

В игре «Что бывает...Какое бывает...» Начинаем игру словами: «Мягким может быть хлеб, а ещё подушка, а ещё мягким может быть...» и подождать, пока ребёнок придумает свой вариант (хотя бы один). Или можно так: «Что бывает круглое?», «Что бывает твёрдое?»

В результате наших занятий словарный запас детей значительно увеличился, речь стала более связанной. Дети могут логично и последовательно излагать свои мысли. У многих детей стало получаться сочинять сказки, при этом используя свойственные жанру средства выразительности.

Цель : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для губ.

  1.  "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2.  "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3.  "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
  4.  "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5.  "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
  6.  "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верх Упражнения для языка.
  1.  «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2.  «Лопаточка» .Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3.  « Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4.  «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5.  «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6.  «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7.  «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу

Артикуляционная гимнастика

Описание сюжетной картинки

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Предварительная работа, чтение сказок (дети знают сказку).

Описание картинки (как опишут картинку, каким образом, вспомогательные картинки).

Учить отвечать на вопросы; учить заканчивать предложения.

ИГРА «Чудесный мешочек»

Цель. Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.

Игровой материал. Мешочек, геометрические фигуры: кубики, шарики, треугольники.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках (яркий мешочек). Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много геометрических фигур для каждого. После этого спрашивает детей: « Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе фигуру, потом описать фигуру, и только после этого достать из мешочка и показать всем.

Вопросы: Как вы думаете, почему мы положили эти предметы?

ИГРА «Угадай, кто это? »

Цель: Пополнить и активизировать словарь

Ход игры: Детям называют несколько слов, описывающих то или иное животное. Задача ребёнка, как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Маленький, трусливый, длинноухий, (заяц)

Маленький, коротконогий, колючий, (ёжик)

Длинная, безногая, ядовитая, (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая, (лиса)

Большой неуклюжий, косолапый, (медведь)

ИГРА «Что бывает...Какое бывает...»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета

Ход игры: Детям задают вопрос

-Что бывает круглое?

-Что бывает острое?

-Что бывает длинное?

-Что бывает пушистое?

-Что бывает твёрдое?

-Что бывает мягкое?

-Что бывает квадратное? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».

Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер &ndash...

Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи: - совершенствование работы педагогов по речевому р...