Главные вкладки

    Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
    материал

    Бокий Светлана Николаевна

    Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл мастер – класс с педагогами 20.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

    Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

    Задачи:

    - совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

    - в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

    развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

    - повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

    Ожидаемый результат:

    У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.

    Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

    Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.

    Методы и приёмы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.

    ОснащениеТСО: экран, проектор; презентация:

    Раздаточные материалы:

    пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.

    План проведения мастер-класса.

    I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

    II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе педагога ДОО.

    III этап. Практический

    Задание 1 - Игра «Карусель»

    Задание 2 - Игра «Магазин»

    Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!».

    IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

    Ход работы.

    I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.

    - Добрый день, уважаемые коллеги!

    .

    - Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.

    - Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.

    - Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

    Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

    Если педагог - это цветок, то какой ….

    Если педагог - это планета, то какая ….

    Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

    Если педагог - это настроение, то какое…. .

    - Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

    - Прошу вас пройти на места!

    - Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

    - Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

    Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

    II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.

    - На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

    - односложная, состоящая из простых предложений

    - бедность речи

    - несформированность грамматического строя

    - нарушение звукопроизношений

    - бедная диалогическая речь

    - трудности в построении монологов

    - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

    - отсутствие навыков культуры речи

    - плохая дикция

    - Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

    - Что такое дидактическая игра?

    Далее ответы на слайде.

    Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

    Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:

    1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

    2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

    3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

    - Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитаниками.

    III этап. Практический.

    Виды деятельности слова и действия мастера Инструкции

    Смысл упражнения организация рабочего пространства

    1. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии - А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».

    - Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.

    - Т. И. выберите любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.

    - Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него. Например: у меня признак лимона - цвет. Я задаю вопрос«Лимон какой ты по цвету?», и отвечаю«Желтый».

    - А теперь начнем играть:

    - У меня признак (температура).

    Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)

    Микроитог.

    С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.

    Д/и «Карусель»,

    предметыОбъекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.

    Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.

    2. Игра «Магазин»

    - А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.

    - Давайте отправимся в магазин за покупками.

    - Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

    Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

    - Приятных вам покупок.

    Микроитог.

    - Вам понравилась эта игра?

    - Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?

    - Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.

    Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.

    Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.

    Деньги (купюры с детскими картинками).

    3. Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

    - Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!

    - Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.

    - В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

    через горы и леса в край родной летит … птица.

    - Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

    - Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

    - Звонко цокают подковы на копытах у …коня.

    - Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

    - Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

    - Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

    - Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

    Микроитог.

    - С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.

    Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

                       С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов ...

    Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

    "Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, ...

    Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

    Одним из основных видов игровой деятельности является дидактическая игра, она направлена не только на решение разных речевых задач, но и способствует развитию познавательных и умственных способностей....

    Мастер класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»

    Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:- целенаправленно обогащать словарь детей;- развитие активной речи;- формировать: потребности детей в общении со взрос...

    Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

    Презентация:" Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"....

    Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

    Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

    Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

    Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...