Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
методическая разработка на тему

Литвинова Елена Викторовна

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развитии речи, предупреждении дисграфических ошибок при обучении грамоте. Показать на практике, как в игровой форме можно:способствовать развитию связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, познакомить детей с предлогами и научить правильно употреблять их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности

Тема

«Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

I квалификационной категории

Е.В.Литвинова

Сентябрь 2015г.

Цель: 

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
  • Организация сообщение для родителей по теме: «Развитие речи дошкольников, через дидактическую игру, воспитание подготовленного к школе ребёнка через дидактическую игру.
  • Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

Задачи:

1. Донести до родителей о значении  дидактических игр в  развитии  речи, предупреждении  дисграфических ошибок при обучении грамоте.

 2. Показать на практике, как в игровой форме можно:

 способствовать развитию связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, познакомить  детей с предлогами и научить правильно употреблять их

3. Содействовать сплочению родительского коллектива.

4. Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.

5. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничество.

Оборудование:  игрушки, дидактические игры, книги.

Форма проведения: семинар - практикум.

Предварительная работа  

  1.   Приглашение родителей на собрание.

2.     Изготовление памятки для родителей.

3.     Подбор методической литературы на тему родительского собрания.

4. Оформление  выставки настольно-печатных игр по развитию речи и выставку книг для работы с детьми по развитию речи. 

Материал и оборудование:

   Коробка с игрушками. Пособия к стихам: Александровой « Что взяла – клади на место!», А.Валасина  «Пирог». Памятка «Развитие речи ребёнка»    

выставкой игр и дидактических пособий.

Участники семинара:

Учитель-дефектолог, родители.

Ход семинара:

 Учитель-дефектолог:

 Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады встрече с вами.  Сегодня наш разговор пойдёт  о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

«Родное слово является основой всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний» говорил известный педагог
К.Д.Ушинский

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Наши дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Поэтому сегодня мы решили обратить ваше внимание на проблему развития речи ребенка.

 Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

Вопрос родителям:

— Что помогает развивать речь ребёнка?

Самым важным, самым главным средством развития речи конечно же является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются на  свет с уже готовой речью, а перенимают  опыт речевого общения у нас, взрослых.  Говорите с ним спокойно, неторопливо, делитесь своими впечатлениями, спрашивайте о его друзьях, поступках, делах и интересах. Это поможет не только развить речь ребенка, но и наладить ваши с ним отношения.

 Вопрос родителям:

—  Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к семи годам?

 Родители  высказывают свое мнение. Воспитатель может записать ответы родителей на доске.                             

Речь ребенка-дошкольника, по вашему мнению, должна быть четкой, выразительной, грамотной, понятной, с правильным звукопроизношением. Этого хотим мы от детей. А что же получается на самом деле? Развитие речи ребенка оставляет желать лучшего. На пороге школы у многих детей есть проблемы:

  • неправильное звукопроизношение:
  • бедный словарный запас:
  • преобладание простых, коротких предложений:
  • несвязность, сбивчивость, невыразительность речи:
  • присутствие слов-паразитов (блин, это, ну, вот и др.).

Речь ребенка — это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми. Что же делать, чтобы речь ребенка развивалась в норме?

В детском саду развитию речи уделяется много внимания: это и совместная деятельность с детьми по развитию речи, это и игры по развитию речи, логопедическая работа, индивидуальная работа и т.д. А дома? У некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребенком, поиграть, позаниматься с ним.

Другие родители признаются, что у них нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с дошкольником. 

 

Сейчас мы вам подскажем, как можно просто и с удовольствием развивать речь. Еще раз повторюсь: необходимо как можно больше и чаще беседовать с детьми на самые разнообразные темы. Чем больше  времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе.

  • Чаще читайте ребенку. Чтение играет важную роль в развитии речи: ребёнок усваивает новые слова, узнает новые словосочетания, в него расширяется словарный запас. А еще в детских книгах есть много иллюстраций.

Учитель-дефектолог показывает родителям книгу с иллюстрациями и рассказывает, как можно использовать иллюстрации для занятий с детьми.

 Это отличное средство для развития в целом. Прочитав книгу, не спеша рассмотрите картинки в ней. Спросите ребенка:

  • что он видит на картинке, что ему нравится (не нравится) и почему;
  • чего здесь много (мало);
  • какие предметы похожи и чем;
  • какие предметы начинаются со звука «с» («м» и др.);
  • что делают люди;
  • кто с кем подружился(поссорился);
  • Что было до этого (будет после этого) и т.д.

 

Вопросов можно придумать очень много. Важно, чтобы ребенок отвечал на них охотно, используя сложные предложения, интересные обороты речи. Если ребенок затрудняется в чем-то, помогите ему. Можно попытаться составить рассказ по картинке. Сначала вместе с дошкольником, а потом пусть он сам придумает рассказ, сказку по данной иллюстрации.

 

  • По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке, и т.д.
  • Дома на кухне спросите у ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы помощники есть у вас на кухне и т.д.

Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель - добиться, чтобы ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

Игры с родителями.

  • Игра "Я заметил". Воспитатель предлагает каждому ребенку-родителю назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга". Родители  поочередно называют "сладкие" слова, "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко". Воспитатель  начинает фразу, родители заканчивают. Например: " Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне". Родители  отвечают на вопросы воспитателя . Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"
  • Игра «Подбери слова» Воспитатель спрашивает родителей:

— Какой бывает дом? (Высокий, низкий, большой, красивый, деревянный.)              

  — Что делает повар? (Варит, солит, наливает).

— Что бывает голубым? (море, глаза, небо).

— Какое слово подходит к этим словам:

зеленая, кудрявая, стройная (берёза)

идут, отстают, спешат? (часы)

часы, человек, дождь, кошка? (идут.)

 «Доскажи предложение». Родитель заканчивает предложение, начатое взрослым: «Мама купила в магазине…»

 «Что из чего сделано?». Ребенок учится преобразовывать прилагательное из существительного:

— Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? (Стеклянный.)

— Сок из яблок? (Яблочный.) Морс из клюквы? (Клюквенный.) Ворота из железа? (Железные)

«Я знаю пять названий…». Взрослый перечисляет пять названий чего-либо, например: «Я знаю пять птиц — сорока, галка, скворец, ворона, воробей». Затем названия птиц перечисляет ребёнок. Аналогично с посудой, животными, мебелью и т.д.

         В такие словесные игры можно играть с ребёнком по дороге в детский сад, вечером дома, во время прогулки

  • Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание прочитанного. Этому нужно научить.

Вы с ребенком на кухне. Возьмите два любых предмета, попросите их описать. Спросите, чем они похожи, чем отличаются. Например: огурец и помидор, они похожи, потому что это овощи, их можно есть, делать из них салат. Они отличаются друг от друга, потому что помидор красный, а огурец зелёный.                                                                                                                         Придумайте вместе сказку про огурец и помидор: «Жил-был огурец. Он сидел один на грядке, ему было очень скучно. Вот он и решил найти себе друга. Пошёл по огороду и вдруг увидел что-то красное, гладкое, блестящее. Это был помидор…»Можно научить ребёнка сочинять сказки, рассказы, обязательно используя четыре-пять слов, например: туча, дождь, зонт, лужа. Получится рассказ: «Мы вышли гулять на улицу. Тут налетела большая серая туча. Пошёл дождь. Мы не взяли с собой зонт, и нам пришлось идти гулять без него. Мы улыбались и весело шлёпали по лужам…»

Все рассказы и сказки, сочинённые вами с ребёнком, можно записать в тетрадь или блокнот, а дошкольник будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга — ваша и вашего талантливого ребёнка.

Учитель-дефектолог:

Я бы хотела обратить внимание на использование детьми предлогов в речи.  В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения  у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития речи.   Правильность и точность употребления предлогов влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

 В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Многие из наших детей не произносят предлоги вообще или используют их неправильно: «Мы пришли с парка «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать).

Как помочь ребенку ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога?

Детям постепенно надо объяснять что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа);перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.  Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.  Сначала необходимо дать детям понятие  о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч ….стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Занятия с детьми дома  по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей. 

 1. Нарисуйте, а лучше слепите, с ребенком схемы предлогов – квадратик и шарик (кубик и колобок).  

 Колобок НА кубике, ПОД кубиком, У кубика, В кубике, МЕЖДУ кубиками и т.д. Запомни: предлоги пишутся отдельно. Если ребенок считает слово с предлогом (на машине), как одно слово, спросите его: «А есть такое слово «намашина»? Что такое «на»? (Предлог)

  1. Дайте лист с колобками и кубиками и предложите ребенку подписать рисунки нужным предлогом.

Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица  сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

 Можно использовать прием преднамеренной ошибки .  Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Ребенок захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно -  на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо  искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет.  Задача речевой игры выполнена – ребенок  незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.

Игра  с родителями Котёнок и собака

Эта игра  — одна из самых любимых у моих учеников. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.

Играем мы в эту речевую игру так.

1. Выбирается водящий. Это взрослый . Он играет роль собачки.

2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

3. Показываем указательный палец другой руки.  Это котенок.

4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

5. В дальнейшем команды  водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

6. При повторении речевой игры можно специально путать детей. Мои любимые варианты:

•        Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко  неожиданно  для ребенка сказать – «в домик!»

•        Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду  очень мягко  и вкрадчиво -  «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию.

•        Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно!

В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего

В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.

Проигрывание игры с родителями.

 Игра с родителями  «Загадки»

Вариант 1.

Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.

Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит  в коробке. Она большая». Родители отгадывают.

«А теперь вы мне загадайте загадку». «Это на коробке» —загадывают родители. Я спрашиваю: «Он длинный?» «Нет». «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваю я.  — «Оранжевый».  – «Я догадалась. Это апельсин?»

В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.

Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов.

 Вариант 2.

Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом.  Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка где спрятался ёжик, белочка и т.д.  Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинными  ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку. Проигрывание игры с родителями.

Игра « Что изменилось?» (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось. Проигрывание игры с родителями.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит. Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку. На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

 Игры с предлогами для детей.

Речевые игры – путаницы с разными предлогами . К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их .

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с ребенком, чем долгое штудирование  с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игра с предлогами «Живые картинки».

 Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается  ребенком с помощью реальных предметов  под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки»  в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Игра с родителями:

З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики 
в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики
 в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Разыграть стихотворения его с помощью  картинок на липучках. В соответствии с текстом стихотворения родитель будет размещает картинки на картонном листе, изображающем комнату.

 

Игра – путаница. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я выбрала для речевых занятий с детьми юмористический стишок  о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

 
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Проигрывание игры с родителями.

Игра «Добавление предлогов в предложение»

Зайка сидит (за) кустом.

Зайка выглядывает (из-за) куста.

Кот сидит (на) тахте.

Туфли стоят (под) диваном.

Репка растет (в) земле.

Мяч выкатился (из-за) шкафа

Машина едет (по) дороге.

Мальчик отошёл (от) собаки.

 «Маленькое слово» (предлог)

Игра «Найди ошибку.

Для тех кто прочно  усвоил предлоги

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов  просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

 

•        Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

•        Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)

•        Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)

•        Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкаф

•        Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)Можно предложить детям задание на понимание обобщенного значения предлогов на и под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться?

Вот так весело и непринужденно можно развивать речь у наших детей.

А сейчас мы вас познакомим с выставкой игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников. Знакомство родителей с выставкой игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников. Рефлексия.

- Что вы нового сегодня узнали?

- Было ли полезно для вас сегодняшнее родительское собрание? Чем?

Ответы на вопросы родителей.

Вручение памяток по развитию речи детей.

Памятка «Развитие речи ребёнка»    

  -  Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они  растут.                                                                                                                 -  Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.                                                                                                                 -    Побуждайте детей  называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

   -   Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами.   Наблюдайте и любуйтесь ими.

   -  В играх вместе с детьми подбирайте к существительным  признаки предметов и явлений  например, ветер – сильный,  холодный, пронизывающий.

  -   Играя, учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг – флажок.                                                                               -      Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием.

  -   Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

  -   Читайте детям сказки, рассказы, приучайте к обсуждению прочитанного.

Желаем Вам благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Литература

1.        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников — М,; «Академия», 1998

2.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду — М., «Просвещение», 1991

3.        Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников — М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

4.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте — Екатеринбург, деловая книга, 1999

5.        Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников — М., «Просвещение», 1996

6.        Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997

7.        Шорохова О.А Речевое развитие ребенка — М., 2009



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

                   С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов ...

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление,  предупреждение, исправление»....

Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр....

Мастер класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:- целенаправленно обогащать словарь детей;- развитие активной речи;- формировать: потребности детей в общении со взрос...