Основы логоритмики и ее использование в коррекционной работе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хахалова Ольга Андреевна

Статья будет полезна педагогам коррекционных речевых групп дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logoritmika.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Основы логоритмики и ее использование в коррекционной работе

 Вся наша жизнь состоит из ритмичных колебаний. Наши внутренние органы работают в определенном ритме.  Внутриутробная жизнь малыша наполнена привычными ритмами матери. В огромном потоке импульсов и звуков малыш, находящийся  в утробе матери, способен выделять знакомые голоса и различать интонации. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках. После родов, слыша привычные голоса и звуки, знакомые песенки или музыку, младенцу проще справиться с послеродовым стрессом и почувствовать себя защищенным в новом большом мире. Они создают для ребенка комфорт, чувство уверенности и спокойствия, но еще находясь в утробе матери он уже начинает «играть». Игрой может быть гимнастика, которую мама делает во время беременности.Слушание классической музыки, пение, чтение детской литературы, все новые ощущения плода, полученные в эти моменты, будут для него игрой. И что самое примечательное , научные исследования показывают, что после появления ребенка на свет в дальнейшем  происходит узнавание того звукового материала, который был получен младенцем еще во время внутриутробного развития.

   Звуки - основной строительный материал человеческой речи и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении детьми письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора.  Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, ребенок не овладеет чтением [4].  Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень–это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» [5]. При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов [4]. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Привлечь сознание детей к звуковой стороне речи удается только после длительной подготовительной работы; попытки обучения грамоте на данном уровне без соответствующей речевой подготовки обычно не дают никаких результатов. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений [5]. Достаточный уровень дошкольного образования во многом определяет возможность овладения детьми различными знаниями в школьном возрасте. В частности,  

успешное обучение грамоте невозможно без осознания элементов речевой действительности, что для многих дошкольников с нарушениями в развитии представляет значительные сложности.  У детей с нарушением речевого развития наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость.

    Эти нарушения речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии [3]. Многие дети этой группы часто отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с недостаточным уровнем умственной работоспособности, эмоциональной лабильности, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность [3]. Для обучения таких детей необходимы особые коррекционные методики, разработанные с учетом характера и механизмов выявленных нарушений. Ранняя профилактика, дальнейшая комплексная и индивидуальная коррекция нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, учитывая распространенность указанной речевой патологии, становится всё более актуальной. Виды упражнений по формированию фонематического слуха подбираются с учетом развития фонематических функций в онтогенезе, что определяет их последовательность:   узнавание и различение неречевых и речевых звуков На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Так же дети в играх учатся различать высоту, силу звука, тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова. Данные упражнения так же способствуют также развитию слухового внимания и памяти.  различение правильно и дефектно произнесенного звука На этом этапе дети учатся распознаванию дефектного произношения, отличающегося от собственного в чужой речи (взрослого или ребенка).  различение слов, близких по звуковому составу На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста.  дифференциация слогов На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости, формируется умение различать все оппозиционные звуки. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза.   дифференциация фонем На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков [а],[у],[и],[о], затем дифференциация согласных звуков.

 Виды упражнений:

 1. Выделение гласных из ряда звуков.  

2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

 3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

 4. Выделение согласных из ряда других звуков.

 5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.  Основным условием успешного формирования речевых функций является организация общения с ребенком. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы общение, становясь личностно значимым для ребенка, обеспечивало усвоение коммуникативных средств, ориентировку в предметных и языковых отношениях.

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Особую значимость в развитии детей дошкольного возраста имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, соревновательные и спортивные развлечения. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, способствующие саморазвитию личности на основе выявления интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности.  Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является иигровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

 Виды используемых активных игр для речевого развития:

1. Игры с элементами логоритмики. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

2. Игры с элементами дыхательной и пальчиковой гимнастик. Исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

 3. Подвижные игры. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях, включая в работу разные уровни регуляции. Развивают ориентировку в пространстве, активизируют непроизвольное внимание, а так же нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

     Для успешной реализации разработанной системы занятий с данной категорией детей должны быть соблюдены следующие условия:

 - игровая форма проведения занятий, с включением сюрпризных моментов; - обучающие задания и упражнения должны быть увлекательны;

 - использование большого количество наглядного материала;

- соблюдение временного режима проведения занятий;

- планирование по спирали: на каждом последующем занятии усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;

 - необходим учет эмоционального состояния ребенка;

 - активная позиция педагога.

     Во время организации занятий с элементами развития речи посредством подвижных игр, нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи служит формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. В связи с этим нужно подчеркнуть, что каждое занятие, помимо отработки самой техники речи, должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка, что отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания, что необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их активность в работе над речью и общению друг с другом. При создании комплекса подвижных игр для детей с нарушением речевого развития использовались методические материалы Дуровой Н.В. [1],Колесниковой Е.В. [2], Леоновой О.А. [4]. Данные игры могут быть использованы логопедами – практиками, воспитателями и специалистами дошкольного образования при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, а так же профилактики данных нарушений.

 

Примеры подвижных игр для развития речи

«Кто ты?» Цель игры: развитие слухового внимания и памяти. Развитие общей и мелкой моторики. Оборудование: карточки с изображением животных. Описание игры: педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает движениям и крику животного, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

 «Стук по стук исправь звук» Цель игры: различение слов, близких по звуковому составу. Оборудование: резиновый средний мяч. Описание игры: педагог произносит стихотворение: «Тает снег. Течет ручей.  На ветвях полно врачей». Дети в такт отбивают мяч об пол. Если вдруг слышат «неправильное» слово,  останавливаются и исправляют «ошибку» педагога.

 «Прыг-скок угадай слог» Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.  Оборудование: синие и зеленые гимнастические обручи. Описание игры: педагог произносит цепочки слогов с мягкими или твердыми согласными звуками. В зависимости от мягкости/твердости звука дети запрыгивают то в зеленые, то в синие обручи.

 «То скачу, то жужжу» Цель игры: дифференциация слогов с оппозиционными звуками.  Описание игры: педагог предлагает детям, если услышат слоги со звуком [З]- прыгать как Зайчики, если со звуком [Ж] летать как Жуки. Далее педагог произносит цепочки слогов с заданными звуками. «Поймай слог» Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.  Оборудование: резиновый средний мяч. Описание игры: педагог произносит цепочку слогов(са-са-за-са…), ребенок ловит мяч на повторяющийся слог(са), но на слог(за), мяч НЕ ловит. (по принципу съедобное/несъедобное).

 «То зеленый, то синий» Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным. Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи. Описание игры: педагог произносит слоги, то с мягкими, то с твердыми согласными. Ребенок в зависимости от согласного в слоге кидает педагогу то синий, то зеленый мяч. «Синий мяч, зеленый мяч, звук ты верно обозначь».

Цель игры: дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи. Описание игры: у детей, которые стоят в шеренге, в руках мячик(синий или зеленый). Педагог дает первому ребенку мяч (синий/зеленый) и произносит согласный звук (твердый/мягкий) в соответствии с цветом мячика. Если у ребенка получаются оба мячика синего(зеленого) цвета, он произносит только твердый(мягкий) согласный и передает мячик дальше. Если два мячика разного цвета(и синий, и зеленый), произносит любой звук, но передает соответствующий мячик.

«Заблудились в лесу-АУ!» Цель игры: дифференциация гласных звуков. Оборудование: средний резиновый мяч. Описание игры: педагог нараспев произносит цепочку из гласных звуков: «ы-о-иа-у-э-о-и-у-э-о-а-у-...». Дети передвигаясь на корточках по кругу катят мячи, но как только слышат в цепочке сочетание [ау], встают и повторяют это звукосочетание.

 «Звуки гласные поем и играем мы с мячом» Цель игры: выделение гласного звука на фоне слова. Оборудование: резиновый красный мяч. Описание игры: педагог катит мяч ребенку и произносит слово, если в слове есть заданный звук, ребенок катит мяч обратно утрированно пропевая гласный звук при произнесении слова, пока катится мяч. «Стучалочка» Цель игры: определение первого гласного звука в слове. Оборудование: резиновый красный мяч. Описание игры: педагог бросает мяч ребенку и произносит слово наинающееся с гласного звука (обувь, отдых, утка, утро, аист, август, Ира, Инна, эхо и т.д.), ребенок повторяет слово, ударяя мячиком об пол, делая акцент при произнесении первого гласного звука в слове и возвращает мяч педагогу. «Мяч кидай и звуки поменяй» Цель игры: определение звука в середине слова. Оборудование: резиновый красный мяч. Описание игры: педагог кидая мяч ребенку, произносит слово(из 3-х звуков: сок, бык, ток, мал, бак, лак,…) и просит заменить звук в середине слова, например на звук [у]. Ребенок кидает мяч обратно и произносит новое слово. «Живые звуки» Цель игры: определение последовательности звуков в слове. Описание игры: например, одному ребенку дается — звук [С], другому — [О], третьему — [К]. Эти дети громко и четко называют свои звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. М: Мозаика-Синтез, 2003. 112 с.

2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д. 2012. 80 с.

 3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967 (отредактирован 21.10.10), (ссылка:http://www.twirpx.com)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ  

4. Леонова О.А. Коррекция нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. СПб, изд-во Детство-Пресс, 2013. 96 с.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 80 с.

Воспитатель

Хахалова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ № 4 Баевой Галины Владимировны....

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием....

Использование ИКТ коррекционной работы специалистов и семей воспитанников с тяжелыми нарушениями речи

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .

Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой   у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...