Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.
методическая разработка по логопедии на тему

Баева Галина Владимировна

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ № 4 Баевой Галины Владимировны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.

Логопедическая ритмика - один из самых редко освещаемых разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: В.А. Гринер, Г.А. Волкова, Е.А. Оганесян.

На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии ("терапия движением"), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Я считаю, что логоритмика , ее связь с музыкой и движением, помогает не только в развитии речевой деятельности ребенка, но и в сенсорном воспитании детей, дефицит которого так ощущается в настоящее время, когда более важным считается обучить ребенка грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармоничного развития.

Известно, что тяжелые дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. И в связи с этим я ставлю следующие важные задачи в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
  • Увеличить объем памяти;
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие;
  • Развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
  • Помочь формированию у ребенка двигательных навыков.

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координации.

В моем арсенале учителя-логопеда имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Но многие не осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Мною замечено, что под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная настройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, фонематической и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

По-моему мнению, главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.


В своей работе я часто использую логоритмические упражнения в
индивидуальной, подгрупповой, коррекционной работе по исправлению
звукопроизношений    у
        детей.     Это    упражнения,     направленные    на

совершенствование мышечного тонуса и основных психомоторных качеств (статической и динамической координации двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звука надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, а другие с расслаблением. Но первоначально навыки релаксации следует регулировать в двигательной сфере. Например, игра "Тряпичные куклы и оловянные солдатики".

По команде взрослого: "Тряпичные куклы"- дети поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде: "Оловянные солдатики " — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслаблением - более длительным.

Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

Работа    по    формированию    правильного    дыхания    проводится    в определенной последовательности:

  • Формирование правильного нижнереберного дыхания и подражанию;
  • Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
  • Развитие        силы,        продолжительности,        постепенности        и целенаправленности дыхания.

Это упражнения "Косари", "Топор";  произносимые на выдохе звуки, слоги, словосочетания, слова и т.д. Например: Вдох

Выдох: па папа папапа папапапапа

папапапапупупипипэпэ и т.д. Для развития общей моторики используются двигательные упражнения с речевым сопровождением. Например:

Мы топаем ногами - топ-топ-топ (топать ногами)

Мы хлопаем руками - хлоп-хлоп-хлоп (хлопки руками)

Качаем головой — вот так, вот так (покачивание головой влево-вправо)

Мы руки поднимаем (поднять руки)

Мы руки опускаем (опустить руки вниз)

Мы руки подаем и бегаем кругом (взяться за руки и бежать по кругу)

При развитии мелкой моторики рук используются:

•        Статические упражнения ("Птички кушают", "Бабочка", "Замри" и
др.), для придания кисти ребенка определенной позы;


• Динамические упражнения - это пальчиковая гимнастика ("Сорока-белобока", "Семья", "Дождик").

"Капуста"

Мы капусту режем, режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимать и разжимать кулачки).

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:

"Плакса " - зажмуривание глаз;

"Надуем шарик " — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

"Мы удивились " — приподниманием и опусканием надбровных дуг;

"Подмидоры-толстячки огурцы-худышки и др. "

Для развития артикуляционной моторики берутся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

"Вкусное варенье " - круговое скользящее движение языка по губам;

"Футбол " — движения языка вправо-влево в полости рта с выпячиванием щеки;

"Прятки " — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов и др.

Позднее можно предложить детям задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы вперед "трубочкой" и потянуться за руками вперед и др.

Ориентировка на ритм движений и переключением с одного ритма на другой формируется в процессе упражнений по слуховому, зрительному и тактильному восприятию: "сделай как я", "выложи, постучи, похлопай, потопай как я". При этом сопряжено-отраженно отрабатываются:

  • Ритм повтора;
  • Ритм чередования;
  • Ритм противопоставления.

Так, при постановке автоматизации правильного звукопроизношения у ребенка, логопед упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования.

Чередовать произнесение пар гласных звуков ("а-у", "а-и").

Слогов: "ла-ла-ла! Одинаково сказала

Язычок вверх. ЛА-па-ЛА-па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я ".

При этом формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Считается, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания.


Ритм - это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие словообразования.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи.

Развитие чувства ритма начинается с формирования представлений о темпе, как о скорости следования звуков. При этом дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи (медленный, умеренный и быстрый).

Например: "Кулачки-ладошки".

Взрослый читает текст, а дети повторяют за ним движения руками в нужном темпе.

"Есть у любого два кулачка Стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

Ну, а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Кулачки быстрее бьют, До чего стараются. Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

А ладошки тут как тут, Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп ". Развитие   восприятия   и   воспроизведения   ритмического   рисунка,   т.е. освоение  соотношения  длительности  и  пауз,  является  следующим  этапом ритмической работы. Закрепить полученные знания можно в такой игре, как "Ритм по кругу".

Дети стоят (сидят) полукругом. Педагог отстукивает ритм. Дети внимательно слушают и по команде повторяют (совместно и отдельно). Ритмический рисунок выполняют правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или ударяют по предмету перед собой), комбинированно правой и левой рукой, а потом одновременно двумя руками. Затем предлагается воспроизвести то же ритмический рисунок ногами. Следующий этап — воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно руками и ногами вместе.

Наиболее сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков детских попевок, типа


"Андрей-воробей "

Ан-дрей-во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей, Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек.

"Здравствуй, утенок!"

Здравствуй, у-те-нок! Чей ты ре-бе-нок?

Ко-го зо-вешъ ты? К ко-му плы-вешь ты?

В дальнейшем происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.

Все это не только позволяет детям овладеть ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи. А также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта.

Занятия логоритмикой позволяют раскрыть творческие способности каждого ребенка. Языковое общение не происходит в вакууме. В работе используется эмоциональный язык - мимика, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими. В конечном итоге от простых упражнение мы переходим к инсценировкам (индивидуальным, подгрупповым, групповым).

Легче всего провести инсценировку песенок, стихов-диалогов, отрывка из сказки. Импровизация включает все знания, полученные ребенком в ходе обучения, и представляет собой аналитико-синтетическую, творческую деятельность детей.

Например, можно предложить ребенку представить ситуацию:

"В раздевалке"

  • Извините, вы кто? Почему на вас мое пальто?
  • Это ваше? Очень приятно! Получите его обратно!

Такие стихотворные тексты, хорошо запоминаются ребятами и принимаются для игры, например:

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек:

"Это снег? Не может быть!

На дворе! Не может быть!

На траве! Не может быть!

В октябре! Не может быть!

Неужели это снег!" -

Не поверил человек.

Благодаря таким тематическим зарисовкам, происходит синтезирование различных видов деятельности, у детей возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются языковые и речевые способности.


Таким образом, использование логоритмических элементов:

  • общеразвивающие упражнения;
  • работа над дыханием, развитием голоса;
  • простейшие приемы массажа;
  • гимнастика для глаз, мимических мышц;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на релаксацию;
  • чистоговорки, речевые игры под музыку и без;
  • упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
  • упражнения на развитие внимания и восприятия, памяти.

в индивидуальной ежедневной и подгрупповой работе с детьми дает положительные результаты в процессе нейропсихологической коррекции дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы по исправлению звукопроизношения у детей.

В данной публикации родители могут ознакомиться с этапами логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения....

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по ме...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Консультация для родителей "Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей. Особенности коррекции неправильного произношения....

"Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников с использованием тувинского детского фольклора"

Аннотация НИР Адар-оол Сентябрины«Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников с использованием тувинского детского фольклора»...

Консультации учителя – логопеда: Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Статья "Использование элементов логоритмики на музыкальном занятии в коррекционном детском саду"

      Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие –  пасс...