Практикум для родителей Артикуляционная гимнастика вместе с мамой
презентация по коррекционной педагогике

Кургушова Елена Александровна

 

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

Артикуляционная гимнастика вместе с мамой

                                   

     Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки. Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений. Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7-ми лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

         

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для придания уверенности в своих силах и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Комплекс артикуляционной гимнастики подбирается в зависимости от нарушенных у ребенка звуков. Выделим основные группы звуков, наиболее часто нарушаемые  у детей дошкольного возраста. Это свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], шипящие звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], сонорные звуки [Л], [Л’] и [Р], [Р’].

Презентации к практикуму:

1. Презентация: «Учимся выполнять артикуляционные упражнения для звуков [С], [З], [Ц].

2. Презентация: «Учимся выполнять артикуляционные упражнения для звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

З. Презентация: «Учимся выполнять артикуляционные упражнения для звуков [Л], [Л’].

4. «Презентация: «Учимся выполнять артикуляционную гимнастику для звуков [Р], [Р’].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [ Л ] , [ ЛЬ ]

Слайд 2

Упражнение: «Наказать непослушный язычок» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки " пя-пя-пя …". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Слайд 3

Упражнение: «Иголочка» Цель: Укрепление мышц передней и средней части языка Описание: Широко открыть рот, язык сделать узким (напрячь). Узкий язык высунуть далеко вперед, а затем убрать вглубь рта. Методические рекомендации: 1. При выполнении упражнения нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2. Язык должен оставаться узким.

Слайд 4

Упражнение: «Вкусное варенье» Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10 Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Слайд 5

Упражнение: «Лошадка» Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания: - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

Слайд 6

Упражнение: «Качели» Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы , о, у. Описание: Улыбнуться , показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

Слайд 7

Упражнение: «Пароход гудит» Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх. Описание : Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Методические указания: Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Слайд 8

Упражнение: «Индюк» Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. Описание : Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет ). Методические указания: - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков [ С ] , [ З ] , [ Ц ] .

Слайд 2

Упражнение: «Заборчик» Цель: Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание: - Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания: Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Слайд 3

Упражнение: «Накажем непослушный язычок» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки " пя-пя-пя …". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Слайд 4

Упражнение: « Лопатка» Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край я зы ка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания: Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

Слайд 5

Упражнение: «Трубочка» Цель: Выработать движение губ вперед. Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

Слайд 6

Упражнение: «Почистим нижние зубки» Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Слайд 7

Упражнение: «Загони мяч в ворота» Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу я, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку, пытаясь попасть в ворота. Методические указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не X, т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ]

Слайд 2

Упражнение: «Накажем непослушный язычок» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки " пя-пя-пя …". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Слайд 3

Упражнение: «Лопаточка» Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Методические указания : Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

Слайд 4

Упражнение: «Чашечка» Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх. Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, поднять широкий язык к верхним зубам и удерживать под счет от 1 до 5 – 10. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5 -2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Слайд 5

Упражнение: «Лошадка» Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх . Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания: - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Слайд 6

Упражнение: «Грибок» Цель: Выработка подъёма языка вверх, растяжка подъязычной связки ( уздечки) Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаков плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире .

Слайд 7

Упражнение: «Вкусное варенье» Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10 Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы .

Слайд 8

Упражнение: «Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Слайд 9

Упражнение: «Фокус» Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [ Р ] , [ РЬ ]

Слайд 2

Упражнение: «Почистить верхние зубки» Цель: Выработка подъема языка вверх и умения владеть языком Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания: Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Слайд 3

Упражнение: «Маляр» Цель: Отработка движения языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад. Методические указания: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Слайд 4

Упражнение: «Вкусное варенье» Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10 Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Слайд 5

Упражнение: «Лошадки» Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания: - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

Слайд 6

Упражнение: «Грибок» Цель: Выработка подъёма языка вверх, растяжка подъязычной связки (уздечки) Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаков плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Слайд 7

Упражнение: «Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Слайд 8

Упражнение: «Барабанщики» Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умения делать кончик языка напряженным. Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д..д… д Методические указания: Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук [ Д ] носил характер четкого удара. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.