Психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Федосова Марина Дмитриевна

На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как активно начали развивать и продвигать направление инклюзивного образования.

Инклюзивное образование − обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации этого направления образования в полном объеме, необходим процесс оказания социальной помощи и сотрудничества не только с детьми с ОВЗ, но и с их семьями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,

ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как активно начали развивать и продвигать направление инклюзивного образования.

Инклюзивное образование − обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации этого направления образования в полном объеме, необходим процесс оказания социальной помощи и сотрудничества не только с детьми с ОВЗ, но и с их семьями.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, зачастую, изменяет привычных ход жизни и взаимоотношения в семье. Но все семьи реагируют по-разному на появление такого ребенка. На основании теоретических данных П. Р. Егорова, мы можем выделить несколько типов позиций родителей: пассивная позиция, гиперактивная позиция и рациональная позиция .

Пассивная позиция связана с тем, что родители не понимают серьезность проблемы в развитии ребенка и не могут себе представить возможные последствия. Гиперактивная реакция родителей выражается в том, что они стараются усиленно лечить своего ребенка, искать все более новые средства и более квалифицированных специалистов, дорогостоящие лекарства и т.д. А родители, придерживающиеся рациональной позиции, последовательно выполняют все инструкции, которые дают им специалисты, работающие с их ребенком.

Семьи, имеющие детей с ОВЗ, имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выстраивании верного направления психолого-педагогической поддержки. Во-первых, это недостаточное владение необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, отсутствие системности в процессе воспитания и образования ребенка, которые характеризуются лишь удовлетворением базовых, физиологических потребностей ребенка. Во-вторых, желание получить необходимые знания, но недостаточная осведомленность о том, где именно смогут ответить на все возникшие вопросы и страх быть отвергнутыми. В-третьих, социальная изоляция и длительный стресс родителей.

Отдельным пунктом можно отметить те чувства, которые вызывает у родителей их ребенок. Это чувство стыда за то, что их ребенок требует особых условий и испытывает социальные трудности. Из этого формируется устойчивая необходимость проявления гиперопеки или, наоборот, полное отвержение такого ребенка

Всем, без исключения, семьям, независимо от того, какую позицию по отношению к происходящим с его ребенком событиям, они занимают необходима квалифицированная психологическая помощь и сопровождение психолога во время всего периода инклюзивного образования ребенка.

Для того, чтобы установить наиболее тесный и эффективный контакт с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, необходимо учитывать несколько моментов:

− Основа взаимодействия семьи и школы – это те шаги, которые предпринимают педагоги для того, чтобы возросла роль родителей, уверенность в их воспитательном потенциале и педагогическая культура родителей.

− Педагогическая корректность, чувство такта и избегание прямого вмешательства в жизнь семьи.

− Опора на сильные стороны ребенка, на положительные стороны воспитательного воздействия в семье.

В этом направлении образовательная организация должна решать несколько важных задач. Это создавать условия для максимально возможного объединения всех компонентов образовательного процесса ( педагог –ребенок – семья), объединять творческую активность всех участников образовательного процесса, а также создавать почву для всестороннего развития ребенка в семье и заниматься коррекцией внутрисемейных отношений.

Всю работу, проводимую с семьей ребенка с ОВЗ, можно подразделить на несколько направлений:

1) Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей в формировании необходимых жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ;

2) Создание системы просветительской работы для родителей, посвященной проблеме социализации и образования ребенка с ОВЗ;

3) Создание мероприятий, проектов, событий, которые помогли бы повысить уровень совместной деятельности родителей и детей, а также включение детей в детские коллективы.

Семья, как первая и самая основная опора ребенка с ОВЗ в этой жизни, должна быть максимально включена в процесс обучения ребенка. От взаимодействия семьи и образовательного учреждение возрастает не только уровень качества обучения в школе, но и уровень воспитания и обучения ребенка дома, в семье.

Итогом такого кропотливого, многолетнего сотрудничества будет служить успешное освоение ребенком его индивидуальной программы обучения, его возросшая способность к социализации и интеграции в будущем и сохранение эмоциональных ресурсов всех членов семьи этого ребенка.

Литература

1. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. Теория и практика общественного развития. [Текст] 2012. № 3. С. 107–112.

2. Шалагинова, К. С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию [Электронный ресурс] // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ». – Режим доступа: www.edu-open.ru. (Дата обращения: 05.02.2019)

3. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: Методический сборник [Текст] / Ред. В. М. Соколова.  Владимир, 2010. 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....

Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития

   Родители - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - родительский дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование е...

«Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста».

laquo;Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста»....

Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимо­сти от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...

Тактика работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ

 В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.   В последние десятилетия стало кардинально...