Тактика работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Косинова Мария Александровна

   В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.

   В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

  Как правило с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВЗ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются проблемы неполной семьи.

 Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

   Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида:

  • с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;
  • с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.;
  • со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

   Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями , имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktika_raboty_s_semyoy_rebyonka_s_ovz.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тактика работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ

Роль семьи значима для ребенка любого возраста, а каждый этап развития ребенка диктует свою специфику работы семьи с ребенком и психотерапевтической работы с семьей. На всех этапах работы: диагностирующем, реконструктивном и поддерживающем — большое значение имеет взаимоинформирование специалистов и родителей об особенностях развития и личности ребенка, совместный с родителями и специалистом анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, это поможет выбрать правильный стиль поведения взрослых, общения их с ребенком.

Работа с семьей направлена на стимулирование их обращения в консультацию, в медицинское или педагогическое учреждение — к врачу, психологу, педагогу.

Семейная психотерапия — ролевая и психоаналитическая — включает психопропаганду, коррекцию внутрисемейных отношений, профилактику эмоциональных и других нарушений у членов семьи. С родителями проводятся собрания, индивидуальные и групповые беседы, практикуется их посещение на дому, прямая и косвенная психотерапия направляется не только на ребенка, но и на семью с учетом ее особенностей. За рубежом большую работу в этом плане проводят ассоциации родителей, дети которых имеют сходные проблемы. Эти общественные объединения координируют сотрудничество родителей, врачей, психологов, педагогов, повышают психолого-педагогическую культуру родителей, вооружают их специальными знаниями, умениями, навыками.

Для совершенствования организации психологической помощи семье, а, следовательно, и детям через семью, для повышения ее эффективности представляется наиболее важным активное привлечение родителей к работе педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ, к работе психологов; разработка специальных программ работы с родителями, подготовка для родителей специальной литературы в помощь семейной психокоррекции и психопрофилактики, разработка приемов индивидуальной работы с родителями проблемных детей, обучение родителей конкретным приемам психокоррекционной и воспитательной работы.          

Для выяснения того, как родители знают своего ребенка и как они к нему относятся, можно использовать методы беседы, опроса, анкетирования. Конечно, в каждом случае такой сбор информации имеет свои «ключевые вопросы и слова».

Однако можно рекомендовать и ряд вопросов общего типа:

1)   Какие положительные черты ребенка вы могли бы назвать?

2)   Что в его поведении вас не устраивает?

3)   Умеет ли ребенок быть внимательным в учебных занятиях?

4)   Как быстро он устает в процессе работы?

5)   Владеет ли навыками самообслуживания? Может ли сам сохранять опрятный вид и поддерживать порядок?

6)   Как развиты у него руки? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать?

7)   Можно ли сказать, что ребенок достаточно ответственен? (Не забывает о поручениях, старается вовремя их выполнить.)

8)   Усвоил ли он правила поведения в общественных местах?

9)   С удовольствием ли он ходит в школу?

10)  Считаете ли вы его достаточно способным?

11)  Считаете ли вы его достаточно подготовленным к школе?

Эти вопросы помогут понять, насколько родители интересуются жизнью ребенка и как они участвуют в этой жизни.

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, вечеринка, — все свое время, внимание и силы отдают ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь, с ними-то и приходится заниматься педагогической психотерапией.

В практике имеется определенный опыт групповой терапии, проводившейся с родителями детей-инвалидов. Велись беседы на такие темы, например:

«Как справиться с проблемой, когда в семье есть ребенок с ограниченными возможностями»,

«Супружеские отношения»,

«Вы и ребенок среди друзей и родственников, в городском транспорте» и т. д.

Откровенные беседы родителей с консультантом и друг с другом помогают иначе воспринимать трудности, родители начинают лучше понимать индивидуальные особенности собственного ребенка, перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.

Групповые занятия сближают родителей между собой, возникают дружеские, товарищеские связи. На совместных семейных праздниках звучит смех. В ходе подобных встреч обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха и т. п.

Что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, консультант их непременно коснется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверительной беседы. Давая рекомендации педагог учитывает условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, число детей, иначе советы могут оказаться трудновыполнимыми и у родителей возникнет чувство собственной беспомощности.

Педагог должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о психически больном ребенке, которой он располагает. Кроме того, мать нередко доверяет учителю сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать имеющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий авторитет. Учитель и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно, но что порой создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики учителя искушение поучать, занять положение непререкаемого авторитета. Менторский тон недопустим и с родителями нормального, здорового ребенка, а тем более — с родителями детей-инвалидов.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезными специалисты по социальной реабилитации.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

•        Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

•         Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

•         Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

•         Психологическое консультирование родителей;

•         Обучение родителей основам реабилитации;

•        Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

•         Определение критериев эффективности реабилитации;

•         Разработка методик для социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

•         Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

•         Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

•         Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;

•         Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

•         Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

•         Консультации юриста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»

Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное усло...

Характеристика семей, имеющих ребенка с ОВЗ

Консультация для родителей и психологов...

Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития

   Родители - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - родительский дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование е...

Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимо­сти от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...

Психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ

На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как...