Доклад «Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»
методическая разработка по теме

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_meropriyatiy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплекс мероприятий с ребенком,

имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»

Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

  1. обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
  2. отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
  3. формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
  4. работа с родителями агрессивных детей.

Представляется необходимым именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформи ровалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности детей раннего возраста являются: игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на устойчивость к стрессу.

Остановимся подробнее на нескольких последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 2 лет.  Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такие упражнение как  «Мешочек для криков».

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми раннего возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский смысл.

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения  песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке.  Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство. Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать игры с песком, водой и глиной.

Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности.
  2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
  3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители  и педагоги должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Игры для снятия агрессии.

«Ножки топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

    Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

   Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

  В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

 «Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать  эмоции к соответствующим ситуациям.

  Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

     В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

    Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

           Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

        Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

      Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии.                  Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию.

    Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми.    Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

  Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

«Снеговик».

    Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

    Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

      Игра с песком, как и с глиной, очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

Консультация для родителей.

 Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. ребенка бьют;
  2. над ребенком издеваются;
  3. ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  4.  родители заведомо лгут;
  5. родители пьют и устраивают дебоши;
  6. родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  7. родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  8.  родители не умеют любить одинаково своих детей;
  9. родители ребенку не доверяют;
  10. родители настраивают детей друг против друга;
  11. родители не общаются со своим ребенком;
  12. вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  13. родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
  14. родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

  Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком?

Нужно помнить и следовать следующим правилам:

- первым делом нащупать все болевые точки в семье;        

- нормализовать семейные отношения;

- ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

- принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;

- что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

- попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

- дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.         

- научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

- при драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;

- помнить, что слово может ранить малыша;

- понимать ребенка!

Подготовила Буянова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Как и зачем хвалить ребенка, имеющего трудности в речевом развитии.

Хорошо, если вы время от времени, как бы, между прочим, замечаете, что ваш сын или дочь говорят уже лучше, четче, свободнее....

Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Рождение ребенка с нарушениями в  развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, огранич...

комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении.

подборка игр для работы с детьми, имеющие трудности в общении...

Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении

Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении....

Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье

Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье...