Доклад «Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»
методическая разработка по теме
Дети в раннем возрасте наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_meropriyatiy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплекс мероприятий с ребенком,
имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»
Дети в раннем возрасте наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.
Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:
- обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
- отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
- формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
- работа с родителями агрессивных детей.
Представляется необходимым именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформи ровалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Основными способами снижения агрессивности детей раннего возраста являются: игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на нескольких последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 2 лет. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такие упражнение как «Мешочек для криков».
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.
Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми раннего возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский смысл.
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство. Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать игры с песком, водой и глиной.
Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности.
- Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
- Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители и педагоги должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Игры для снятия агрессии.
«Ножки топают».
Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
«Зайчики»
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!
Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.
«Знакомство со сказочными персонажами».
Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.
«Эмоции героев».
Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.
Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…
В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
«Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.
Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.
Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию.
Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.
Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.
«Снеговик».
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
Игра с песком, как и с глиной, очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.
Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.
О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.
1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2. Сдувать из дудочки кораблик.
3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.
4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».
Консультация для родителей.
Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком?
Нужно помнить и следовать следующим правилам:
- первым делом нащупать все болевые точки в семье;
- нормализовать семейные отношения;
- ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;
- принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;
- что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;
- попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;
- дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
- научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;
- при драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;
- помнить, что слово может ранить малыша;
- понимать ребенка!
Подготовила Буянова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Как и зачем хвалить ребенка, имеющего трудности в речевом развитии.
Хорошо, если вы время от времени, как бы, между прочим, замечаете, что ваш сын или дочь говорят уже лучше, четче, свободнее....
Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, огранич...
комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении.
подборка игр для работы с детьми, имеющие трудности в общении...
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА: 10 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
10 правил общения с детьми в семье...
Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении
Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении....
Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье
Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье...