Главные вкладки

    Доклад «Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»
    методическая разработка по теме

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleks_meropriyatiy.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Комплекс мероприятий с ребенком,

    имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»

    Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.

    Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

    1. обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
    2. отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
    3. формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
    4. работа с родителями агрессивных детей.

    Представляется необходимым именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформи ровалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

    Основными способами снижения агрессивности детей раннего возраста являются: игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на устойчивость к стрессу.

    Остановимся подробнее на нескольких последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 2 лет.  Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такие упражнение как  «Мешочек для криков».

    Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

    Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми раннего возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский смысл.

    Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения  песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке.  Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство. Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать игры с песком, водой и глиной.

    Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности.
    2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
    3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

    Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители  и педагоги должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

    Игры для снятия агрессии.

    «Ножки топают».

    Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

        Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

    Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

    «Зайчики»

    Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

       Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

    Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

    «Знакомство со сказочными персонажами».

    Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

      В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

     «Эмоции героев».

    Цель: выработка умений подбирать  эмоции к соответствующим ситуациям.

      Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

         В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

    «Доброе животное».

    Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

        Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

               Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

            Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

          Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии.                  Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию.

        Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми.    Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

      Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

    «Снеговик».

        Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

        Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

          Игра с песком, как и с глиной, очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

    Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

    О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

    1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

    2. Сдувать из дудочки кораблик.

    3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

    4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

    Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

    Консультация для родителей.

     Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:

    1. ребенка бьют;
    2. над ребенком издеваются;
    3. ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
    4.  родители заведомо лгут;
    5. родители пьют и устраивают дебоши;
    6. родители воспитывают ребенка двойной моралью;
    7. родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
    8.  родители не умеют любить одинаково своих детей;
    9. родители ребенку не доверяют;
    10. родители настраивают детей друг против друга;
    11. родители не общаются со своим ребенком;
    12. вход в дом закрыт для друзей ребенка;
    13. родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
    14. родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

      Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком?

    Нужно помнить и следовать следующим правилам:

    - первым делом нащупать все болевые точки в семье;        

    - нормализовать семейные отношения;

    - ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

    - принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;

    - что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

    - попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

    - дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.         

    - научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

    - при драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;

    - помнить, что слово может ранить малыша;

    - понимать ребенка!

    Подготовила Буянова С.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Как и зачем хвалить ребенка, имеющего трудности в речевом развитии.

    Хорошо, если вы время от времени, как бы, между прочим, замечаете, что ваш сын или дочь говорят уже лучше, четче, свободнее....

    комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении.

    подборка игр для работы с детьми, имеющие трудности в общении...

    Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении

    Коррекционные игры и упражнения с ребенком,имеющим трудности в обучении....