Главные вкладки

    Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ
    презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Рождение ребенка с нарушениями в  развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya._roditeli.pptx1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    подготовила:: социальный педагог Кузнецова С.С Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

    Слайд 2

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

    Слайд 3

    Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. А.Р. Малер

    Слайд 4

    Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с ОВЗ Первая стадия Вторая стадия Третья стадия Стадия шока Агрессии. Отрицания проблемы. Поиска «виноватого» В семье растет напряженность Ухудшается социально-психологический климат Стадия скорби по здоровью ребенка, которого нет Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов Стадия адаптации Родители входят в ситуацию. Начинают строить жизнь с учетом того, ч то в семье « особый ребенок»

    Слайд 5

    Семья с особым ребенком Понимает проблему Принимает проблему Не принимает проблему Ищет помощь Закрытая семья Не понимает проблему Принимает проблему Не принимает проблему Интуитивное воспитание Мультисложная ситуация

    Слайд 6

    Основные этапы социального процесса сопровождения семьи 1 этап 2 этап 3 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи -проводится индивидуальная беседа с одним из родителей, -заполняется социальная карта, - проводится анкетирование -на каждого ребенка заводится личное дело (заключение ПМПК, свидетельство во о рождении, ИПР, справка МСЭ, справки с места жительства и места работы родителей) -заключение договора и письменное согласие на обработку персональных данных детей -социальный патронаж семьи Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ -расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь; -налаживание семейного микроклимата; -формирование у родителей потребности в самообразовании -организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов Социально-педагогическая помощь семье направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка . Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения

    Слайд 7

    Анализ уровня состояния семей 2013 -2016 гг. Дошкольное отделение посещает 41 ребенок , общее количество родителей - 67, семей – 40. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников специализированного детского сада дал следующие результаты: 1. Возраст родителей: а) до 25 лет – 3 семьи (7,5%); б) старше 25 лет – 26 семей (65%); в) до 35 лет и старше – 10 семей (25%); г) 45 лет и старше – 1 семья (2,5%). 2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия). Образование: - высшее у обоих родителей, у одного родителя (в неполной семье) – 13семей (32%); - высшее у одного из родителей – 5 семей (12%); - среднее специальное или среднее техническое – 21 семья(52%); - другое (среднее, неполное среднее) – 1семья (2,5%). Материальное благополучие семьи: - высокий уровень - нет; - средний уровень – 36 семей (90%); - низкий уровень – 4 семьи (10%).

    Слайд 8

    вид семьи количество детей степень благополучия Полная простая полная сложная неполная 1 2 3 Более 3-х благополучная Формально благополучная неблагополучная 27 67% 1 2,5% 12 30% 2 50% 17 42% 2 5% 1 2,5% 35 87,5% 5 12,5% - Сводная карта классификации семей Кроме того, в 1-й семье воспитываются 2 ребенка-инвалида. В качестве основных приоритетов родители выделяют следующие: - здоровье детей, их развитие – 35 семей (87,5%); - отношение воспитателя к ребенку – 3 семьи (7,5%); - отношение детей друг к другу – 2 семьи (5%); - отношение воспитателя к родителям – 0 семей. Степень включенности родителей в организацию коррекционно-воспитательного процесса: - пассивные наблюдатели: - 5 семей (12,5%); - «заказчики» 10 семей (25%); - активные участники – 25 семей (62,5%).

    Слайд 9

    Семья воспитывающая ребенка с ОВЗ воспитатель дефектолог музыкальный руководитель преподаватель татарского языка социальный педагог Преподаватель по игротерапии психолог Преподователь Монтессори кабинета логопед Медицинские работники (психоневролог, мед. сестры. Инструктор ЛФК, Массажисты и т.д.

    Слайд 10

    Информация необходимая социальному педагогу для организации поддержки семьи Состав семьи, возраст и профессии родителей Образовательный и культурный уровни взрослых Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку Материальные условия Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с ОВЗ Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами

    Слайд 11

    Цель психолого-педагогического сопровождения семьи оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям); оказание помощи близким взрослым создать семейную среду, комфортную для развития ребенка; создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми; коррекция понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка; повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка.

    Слайд 12

    Формы и методы работы с родителями В настоящий момент сложилась определенная система работы с родителями детей воспитывающих детей с ОВЗ, которая включает два этапа: аналитический и содержательный . Аналитический этап включает в себя изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдение, посещение семей (социально-педагогический патронаж) Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями. Они делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные . Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции используются нетрадиционные формы : семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, игровые занятия родителей вместе с детьми. Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали...”. Широко используются наглядно-информационные формы. В холлах и группах имеются различные информационные стенды для родителей. Организовываются фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставки стенгазет, папки - передвижки(«День рождения в кругу семьи», «Играем вместе», «Безопасная дорога домой», библиотечки педагогической литературы.

    Слайд 13

    Взаимодействие с родителями принесло определенные результаты: увеличилась посещаемость родителями родительских собраний; увеличилось количество индивидуальных консультаций ; родители наших воспитанников стали активными участниками мероприятий детского сада. В перспективе планируем: Привлечь больше родителей для общения через сайт МАУО Надежда»; организовать семейный клуб “Здоровый ребенок”; открыть консультативный пункт для родителей . Таким образом, успешное решение задачи создания единого пространства развития, воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ возможно только при объединении усилий семьи и детского сада , выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.

    Слайд 14

    При работе с семьей воспитывающей «особого «ребенка социальным педагогом выделяются основные задачи - помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть; - раскрыть собственные творческие возможности, - изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - вооружить родителей различными способами коммуникации; - научить помогать и поддерживать друг друга; - помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; - помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - снятие тревоги и страха отвержения; - формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; - помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи. Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции , снятие эмоционального напряжения; - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.

    Слайд 15

    Принципы работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я-концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). 3. Принцип комплексности – социально-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте социального педагога с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями и т.д. 4. Принцип деятельностного подхода- помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

    Слайд 16

    Советы которые помогАЮТ СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ активизировать участие родителей в жизни ребенка ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАМНОЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГ ДРУГУ -ПООЩЕРЯТЬ ИНЦИАТИВУ. ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЮ РОДИТЕЛЕЙ. ПОМОГАть ИМ -ПРИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ДЕТСКОГО САДА -ПОЗВОЛЬТЬ РОДИТЕЛЯМ САМИМ ВАЫБИРАТЬ. КАКУЮ ПОМОЩЬ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬ УЧРЕЖДЕНИЮ ДОВОДИТЬ ДО СВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ И ГРУППЫ ЦЕНИТСЯ, А ЛЮБАЯ ПОМОЩЬ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ -ДЕЛАТЬ УДАРЕНИЯ НА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЬИ И ДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ -СОХРАНЯТЬ КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТЬ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ -ОБУЧАТЬ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА И Т.Д.

    Слайд 17

    Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья.

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»

    Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...

    Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

    Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....

    Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

    Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....

    Статья "Работа с семьями, воспитывающих ребенка с РАС"

    В статье содержатся рекомендации в работе с родителями, у которых ребенок с РАС, формы организации психолого - педагогического сопровождения таких семей....