Статья "Работа с семьями, воспитывающих ребенка с РАС"
статья по коррекционной педагогике

Выдра Ольга Викторовна

В статье содержатся рекомендации в работе с родителями, у которых ребенок с РАС, формы организации психолого - педагогического сопровождения таких семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_detey_autistov_.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в области коррекционно-развивающей педагогики одной из наиболее актуальных проблем становится проблема обучения и воспитания детей с синдромом детского аутизма (далее РДА). Аутизм проявляется в отсутствии значительным снижением контактов с окружающими, такому ребенку свойственны «уход в себя», в свой внутренний мир. Слабость или отсутствии контактов наблюдается по отношению как к близким, так и к сверстникам. Ребенок, будучи дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один: он смотрит мимо, не отзывается на зов, не обращает внимания на действия других. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Для того, чтобы выразить свое отношение к социальной действительности, стремление сменить обстановку такие дети используют не слово (просьбу), а вспышку гнева или самоповреждение.

Обсуждая проблему аутичных детей не следует забывать о том, что решать ее можно только параллельно с оказанием  помощи родителям. Близкие аутичного ребенка, как правило, живут в состоянии хронического стресса. Невозможно договориться с ребенком о самых простых вещах, нельзя предугадать  его поведение, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, а главное отсутствие теплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребенка – все это приводит к нарушению внутрисемейных отношений. В то же время низкая способность к адаптации ребенка с РДА может компенсироваться только при поддержке семьи.

Сложность организации  работы с родителями, имеющими детей с РДА, заключается прежде всего в особой ранимости таких семей. Семья, имеющая аутичного ребенка, выделяется даже на фоне других семей, имеющих отклонения в развитии. Прежде всего, это отличие кроется в глубине переживаний, испытываемых родителями. Зачастую такая семья лишена моральной поддержки  не только знакомых, но и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, поэтому не могут адекватно оценить его поведение. Самим родителям очень трудно объяснить причины разлада в поведении самого ребенка. Часто таких родителей упрекают в избалованности ребенка, кроме того, им приходится сталкиваться с нездоровым интересом и любопытством к их детям, агрессией со стороны окружающих. В результате этого, происходит вторичная аутизация семьи. Резко сужается круг знакомых, ограничивается количество выходов в общественные места, происходит замыкание на собственных проблемах. Все это обуславливает повышенную раздражительность, депрессивность, нежелание идти на контакт. Поэтому особым важным становится соблюдение принципа сотрудничества между специалистами: специалист должен видеть в родителе не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу.

Важным аспектом работы является учет интересов родителей. Всегда необходимо помнить о том, что родитель имеет определенные ожидания по поводу дальнейшего развития своего ребенка.

Никогда нельзя говорить ему о том, что ребенок не сможет чему-либо научиться. Здесь  особо необходимо тактичность ответа.

Другая проблема, имеющая непосредственное отношение к родителям аутичного ребенка – это его представление о себе и самооценка. Значительная часть представлений ребенка о себе формируется на основе субъективных оценок окружающих  его людей (в основном родителей). К сожалению, многие родители мгновенно реагирует на негативное поведение ребенка, и редко одобряют его в случае успешного поведения. Преобладание отрицательных оценок формирует  и закрепляет у малыша негативное отношение к себе. Родителям необходимо научиться искренне радоваться за своего ребенка и вместе с ним в случае успешного поведения. Педагог - психолог помогает родителям понять, что не стоит сравнивать своего ребенка  с другими детьми, поскольку развитие каждого малыша сугубо индивидуально. Сравнивать успехи ребенка можно только с его собственными ранними достижениями.

Рабата с семьями, имеющими детей с аутизмом, трудна и имеет свою специфику. На районном методическом объединении педагоги - психологи определили основные направления и задачи работы с такими семьями, а также разработали план взаимодействия, в основе которого учет таких потребностей семей как:

- потребность в психотерапевтической помощи;

- потребность в элементарных педагогических знаниях и приемах работы;

- потребность в принятии, одобрении.

Следовательно, в работе с родителями выделяются следующие задачи:

- организовывать работу среди родителей детей, имеющих отклонения в развитии по обеспечению их психолого- педагогическими знаниями в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- обучать родителей методам и приемам коррекции в развитии ребенка;

- оказывать психотерапевтическую помощь родителям.

Взаимодействие начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся» с целью сбора параметров социального анамнеза; знакомство с семьями.

На начальном этапе все эти задачи наиболее эффективно решаются через активные формы взаимодействия. Поэтому наиболее часто мы используем различные практикумы, мастер – классы, дни совместных игр, выставки подделок и игрушек.

Родительское собрание «Ранний детский аутизм. Вопросы и ответы» организовывалось с целью познакомить со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики, разъяснить цели и задачи работы, познакомить с программой индивидуальным образовательным маршрутом.  

Практикум для родителей «Сюжетное рисование с детьми с РДА» обучил навыкам сюжетного рисования с детьми с разными уровнями развития.

Круглый стол «Формирование учебного поведения у аутичных детей» проводился с целью обосновать необходимость специального предварительного этапа коррекционной педагогической работы с аутичным ребёнком, раскрыть задачи, приёмы и последовательность работы по организации внимания и поведения аутичных детей.

Были запланированы тематические консультации.

  • Консультация «Социализация и адаптация детей с РДА» раскрыла этапы адаптации, основные принципы социализации, дала рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в результате адаптации.
  • «Особенности организации и проведения подвижных игр на улице для детей с Ранним детским аутизмом в зимний период» - дать комплекс специальных терапевтических подвижных игр в зимний период.
  • «Нарушение аффективного развития ребёнка при формировании синдрома детского аутизма» - разъяснить, как дефицитарность раннего аффективного опыта ребёнка приводит к ограниченности и искажению способов его саморегуляции и грубому нарушению адаптации.

Была организована библиотека для родителей «Игры с детьми с РДА разного уровня развития», на которой была подобрана литература по данной теме.

Так же родители в помощь получали буклеты и памятки, например,  «Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом» - познакомить родителей с особенностями психического и физического развития детей с диагнозом РДА.

Периодически для родителей записывались фильмы «Вот какие мы большие», где они могли познакомиться со спецификой и учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Итогом года стало родительское собрание «Чему мы научились», где родители смогли поделиться успехами своего ребенка, так же были даны рекомендации по закреплению пройденного материала на летний период.

Таким образом, такая деятельность  в прямом смысле учит родителей общаться со своими детьми, замечать их особенности, трудности и вместе их преодолевать.

В заключение хотелось бы отметить, что именно родители дошкольников наиболее адекватно относятся к таким мероприятиям. У них еще не так прочно сформировался стереотип определенного отношения к своему ребенку. Они еще полны сил и энергии, и очень важно направить  эту энергию в позитивное русло.

Используемая литература:

1.Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.:Теревинф, 2003.- 70с

2.Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное  пособие для студентов средних педагогических учебных заведений под.ред. Б.П.Пузанова. – изд.2-е, М.,1999

3.О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Проблемы семьи аутичного ребенка//Дефектология, №5, 2005г.