Главные вкладки

    Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
    рабочая программа на тему

    Пояснительная записка:

    В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

    Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

    человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

    В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

    социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

    Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

    В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_schastlivy_vmeste.docx153.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

    «Детский сад №45 «Журавлики»

    города Новочебоксарска  Чувашской Республики

    «Счастливы вместе»

    C:\Users\samsung\Desktop\1706988.jpg

    Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей

    Подготовила: Долгова

    Светлана Геннадьевна

    педагог-психолог МБДОУ

    «Детский сад №45

    «Журавлики»

    Телефон: 89176780224

    Новочебоксарск -2017

    Пояснительная записка:

    В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

    Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

    человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

    В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

    социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

    Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

    В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

    Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи программы:

    1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
    2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
    3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
    4. Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.

    Целевой группой реализации программы являются одновременно  дети с ОВЗ и их родители.  Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.

    Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования  родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    Результатом реализации программы должно стать:

    • построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
    • создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    • установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    • повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
    • формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).

    Содержание программы:

    № п\п

    Тема занятия

    Цели и задачи

    Содержание

    Занятие №1 «Знакомство»

    Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка.

    1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

    2. Упражнение «Знакомство»

    3. Упражнение «Самый-самый»

    4. Арт-техника «Совместный рисунок»

    5. Релаксация «Эмбрион»

    6. Рефлексия

    Занятие № 2 «Вместе с мамой»

    Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми.

    1. Приветствие

    2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

    3. Упражнение «Закончить предложение»

    4. Релаксация «Дождь в лесу»

    5. Упражнение «Изготовление поделок».

    6. Рефлексия

    Занятие № 3 «Приходи, сказка!»

    Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

    1. Приветствие

    2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок»

    3. Ритуал вхождения в сказку

    4.  Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка»

    5. Ритуал выхода из сказки

    6. Арт-техника «Рисование незабудки»

    7. Рефлексия

    Занятие № 4 «Моя семья»

    Создание конструктивных детско-родительских отношений.

    1. Приветствие

    2. Упражнение «Волшебный камень»

    3.Психогимнастика

    4.Арт-техника «Моя семья»

    5. Презентация своей семьи

    6. Упражнение «Вылови камушки из воды»

    7. Рефлексия

    Занятие № 5 «Сказка в песочнице»

    Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

    1. Приветствие «Подари улыбку»

    2. Упражнение «Мне нравится»

    3. Упражнение «Ромашка»

    4. Упражнение «Узоры на песке».

    5. Песочная страна

    6. Рефлексия

    Занятие № 6 «Противоположности»

    Разрешение детско-родительских конфликтов.

    1.Приветствие «Нестандартное приветствие»

    2. Упражнение «Похвала»

    3.Упражнение «Противоположности: конфликт "нападающего" и "защищающегося"»

    4. Упражнение «Поссорились».

    5.Упражнение «Совместное творчество»

    6. Рефлексия

    Занятие № 7 «Гармония в семье»

    Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений.

    1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

    2. Упражнение «Мостик»

    3. Упражнение «Солнце любви»

    4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».

    5. Арт-техника “Ладошки”

    6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного»

    7. Рефлексия

    Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

    Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.

    Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

    Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

    Оценка эффективности реализации программы

    До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и  трудности в воспитании ребенка с ОВЗ.   По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.

    Диагностический инструментарий: 

    • Анкетирование родителей.
    • Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
    • Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Список средств обучения

    • Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
    • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.

    Информационные ресурсы

    1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

    2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.

    3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.

    4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm

    5.  http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html

    6. http://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

    Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....

    Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

    В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

    Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

    Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

    На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответ...

    Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

    В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...