Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
рабочая программа на тему

Пояснительная записка:

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_schastlivy_vmeste.docx153.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

«Счастливы вместе»

C:\Users\samsung\Desktop\1706988.jpg

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей

Подготовила: Долгова

Светлана Геннадьевна

педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №45

«Журавлики»

Телефон: 89176780224

Новочебоксарск -2017

Пояснительная записка:

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
  4. Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.

Целевой группой реализации программы являются одновременно  дети с ОВЗ и их родители.  Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.

Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования  родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результатом реализации программы должно стать:

  • построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
  • создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
  • формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).

Содержание программы:

№ п\п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Занятие №1 «Знакомство»

Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка.

1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

2. Упражнение «Знакомство»

3. Упражнение «Самый-самый»

4. Арт-техника «Совместный рисунок»

5. Релаксация «Эмбрион»

6. Рефлексия

Занятие № 2 «Вместе с мамой»

Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми.

1. Приветствие

2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

3. Упражнение «Закончить предложение»

4. Релаксация «Дождь в лесу»

5. Упражнение «Изготовление поделок».

6. Рефлексия

Занятие № 3 «Приходи, сказка!»

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

1. Приветствие

2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок»

3. Ритуал вхождения в сказку

4.  Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка»

5. Ритуал выхода из сказки

6. Арт-техника «Рисование незабудки»

7. Рефлексия

Занятие № 4 «Моя семья»

Создание конструктивных детско-родительских отношений.

1. Приветствие

2. Упражнение «Волшебный камень»

3.Психогимнастика

4.Арт-техника «Моя семья»

5. Презентация своей семьи

6. Упражнение «Вылови камушки из воды»

7. Рефлексия

Занятие № 5 «Сказка в песочнице»

Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

1. Приветствие «Подари улыбку»

2. Упражнение «Мне нравится»

3. Упражнение «Ромашка»

4. Упражнение «Узоры на песке».

5. Песочная страна

6. Рефлексия

Занятие № 6 «Противоположности»

Разрешение детско-родительских конфликтов.

1.Приветствие «Нестандартное приветствие»

2. Упражнение «Похвала»

3.Упражнение «Противоположности: конфликт "нападающего" и "защищающегося"»

4. Упражнение «Поссорились».

5.Упражнение «Совместное творчество»

6. Рефлексия

Занятие № 7 «Гармония в семье»

Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений.

1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

2. Упражнение «Мостик»

3. Упражнение «Солнце любви»

4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».

5. Арт-техника “Ладошки”

6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного»

7. Рефлексия

Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.

Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

Оценка эффективности реализации программы

До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и  трудности в воспитании ребенка с ОВЗ.   По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.

Диагностический инструментарий: 

  • Анкетирование родителей.
  • Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
  • Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Список средств обучения

  • Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
  • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.

Информационные ресурсы

1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.

3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.

4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm

5.  http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html

6. http://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответ...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...