Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_konsultatsiyamicrosoft_office_word_2.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

«

                  «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих  

                                  детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в Х1Х веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны.

Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 21 "Детский сад № 57" компенсирующего вида города Сызрани осуществляет образовательную, воспитательную и коррекционную деятельность для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детский сад посещают 77 детей в возрасте от 1г.6м. до 7 лет, из них 11 детей, имеющих инвалидность. Это дети с такими заболеваниями как ДЦП, органическое поражение ЦНС, с хроническими заболеваниями внутренних органов, синдром Дауна.

Дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается и в группе кратковременного пребывания («Об организации. В дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16). Ее посещают дети, для которых недоступно посещение детского сада полный день, в связи с состоянием здоровья (например, дети с эпилептическим синдромом).

Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка в детский сад, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:

публикуем статьи в районных газетах и журналах о работе нашего детского сада;

сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника)

  • участвуем в районных семинарах-практикумах для педагогов района;
  • делимся опытом перед коллегами ДОУ;
  • используем презентации;
  • проводим «Дни открытых дверей».

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, для полноценного развития ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома. В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями. Для индивидуальных занятий и подгрупповых занятий с детьми изготовлены ручные тренажеры, оборудование для освоения детьми основных движений, для познавательного и речевого развития имеются развивающие и дидактические игры. Ежедневно с детьми занимаются специалисты ДОУ: учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Медицинские работники: массажист, врач терапевт, инструктор ЛФК, старшая медсестра осуществляют наблюдение за состоянием здоровья детей, организуют лечебно-профилактические мероприятия.

Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи определяется не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Находясь "наиболее близко" к ребенку, педагог-психолог является наиболее "ярым" защитником его прав, поэтому именно педагог-психолог становится выразителем интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
  • Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, познавательных процессов у детей.
  • Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

1        этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).

2        этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3        этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...

Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...