Главные вкладки

    Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
    статья

    Вирюкина Светлана Павловна

    В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.

    Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья //  «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2017. – № 24 (35) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/science/24(35).pdf.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    В последнее время увеличилось число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие семьи находятся в особо трудных условиях. Одно из направлений инклюзивной практики является психолого-педагогическое сопровождение таких семей.

    Сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя деятельность, направленную на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования [6, с. 125]. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится важной составляющей образовательной системы и позволяет создать условия для полноценного развития детей с особыми потребностями [3, с. 3]. Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, включает в себя мероприятия по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка, призванные повысить их психолого-педагогическую компетентность [2, с. 27].

    Байдарова О.И. отмечает, что для более эффективной работы с семьёй необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами образовательной организации и родителями ребёнка. В процессе такого сотрудничества рассматривается актуальный запрос семьи и происходит совместный выбор приоритетных направлений работы [1, с.32].

    Чурсина А.А. и Жилина О.А. выделяют следующие основные задачи работы педагога-психолога с родителями ребенка с ОВЗ:

    1) оказание помощи в овладении способами взаимодействия родителей с ребёнком с ОВЗ, приёмами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;

    2) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, их активной позиции при воспитании;

    3) привлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, включение их в совместное участие в мероприятиях класса и школы в целом;

    4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей [8, с. 384].

    Выделяют два направления психолого-педагогического сопровождения:

    1. Актуальное, которое ориентируется на решение уже имеющихся проблем и трудностей, возникших у ребёнка или в его семье;

    2. Перспективное, ориентирующееся на профилактику отклонений в обучении и развитии детей с ОВЗ, а также внутрисемейных и социальных отношений [4, с.28].

    С.В. Алехина, М.М. Семаго и другие авторы в своём пособии пишут, что для эффективной работы с родителями необходимо обеспечить их участие на всех ступенях сопровождения ребёнка. Авторы выделяют следующие этапы работы с семей:

    1. Диагностический, который включает в себя определение степени соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок, его возрастным особенностям; определение причин, которые дестабилизируют внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения; выявление внутрисемейных факторов, способствующих или препятствующих гармоничному развитию ребёнка с особенностями развития; определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье.

    2. Информационный, включающий информационную поддержку родителей в общем контексте сопровождения всех участников образовательного процесса.

    3. Просветительский. На данном этапе происходит просвещение родителей по вопросам особенностей развития детей с ОВЗ. Данный вид работы с родителями может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях (тематических выступлениях специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний; индивидуальных или групповых консультированиях; тренингах для родителей), так и на оформленных стендах, информационных листках, сайте образовательного учреждения, где размещается необходимая информация. Основной задачей просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ, является повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

    4. Этап привлечения родителей к участию во внутришкольных мероприятиях, где происходит активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в жизни образовательной организации, мероприятиях класса и школы в целом.

    5. Практический. На данном этапе важным является уже простроенное и сформиро-ванное ранее на предыдущих этапах работы детско-родительское сообщество класса. Самым значимым здесь является взгляд родителей детей на успехи своего ребёнка, на взаимодействие всех детей друг с другом, на сформированный детский коллектив.

    6. Аналитический. Данный этап является заключительным. На нём подводятся итоги и анализируются достижения и результаты совместной деятельности, а также планируется дальнейшая работа, направленная на развитие инклюзивной практики в образовательной организации [5, с. 97-99].

    Наиболее важным направлением психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ, является психолого-педагогическое консультирование родителей и ребёнка. Ткачёва В.В. выделяет следующие этапы:

    1. Знакомство, где происходит установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

    2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. На этом этапе педагог-психолог формирует первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

    3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка. На этот этап консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок для осуществления диагностики его интеллектуальных и личностных особенностей, прогнозирования возможности к обучению по определённой программе.

    4. Определение модели воспитания, используемой родителями, а также диагностика их личностных характеристик.

    5. Оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем. На этом этапе педагог-психолог вместе с родителями уточняют, обсуждают выявленные в беседе и в процессе диагностики ребёнка и семьи проблемы. Основной задачей педагога-психолога заключается в обращении внимания родителей на основные и действительно значимые стороны проблемы.

    6. Определение способов решения выявленных проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

    7. На заключительном этапе подводятся итоги работы семьёй, закрепляется понимание проблемы в формулировке педагога-психолога [7, с. 62-65].

    Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.

    Список литературы:

    1. Байдарова О.И. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здлровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 577 с.

    2. Организация и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения: метод.рекомендации / сост. И.Ф. Сибгатуллина. - Казань, 2017. - 43 с.

    3. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ ЯО ИРО. - Ярославль, 2011. - 76 с.

    4. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 36 с.

    5. Создание и апробация модели психолого_педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

    6. Стругова В.Г., Колесникова О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - №3. - С.124-130.

    7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.

    8. Чурсина А.А., Жилкина О.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

    Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

    Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

        На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

    Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

    Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

    Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

    В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

    Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

    Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

    Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...