Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Индюкова Ирина Геннадиевна

На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiyainklyuzivnoe_obrazovanie_2_copy.pdf2.47 МБ
Microsoft Office document icon vebinar.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования  без создания специальных условий.

Слайд 4

 Группа дошкольников с ОВЗ не однородна,  в неё входят дети с разными нарушениями    развития, выраженность которых может быть  различна:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями интеллектуального развития;
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с комплексными (сложными)  нарушениями развития;
  • дети с нарушениями слуха; зрения; дети с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 5

Весь наш педагогический коллектив-это команда единомышленников, способных объединить детей с различными образовательными потребностями, и дать им равные возможности , включив их в творческую среду.

В настоящее время в дошкольных отделениях имеются группы комбинированного вида с речевой патологией , а также дети с задержкой психического развития.

Необходимым условием реализации образовательной программы дошкольных отделений с группами комбинированной направленности,  инклюзивной группы является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя – логопеда, учителя –дефектолога, педагога –психолога.

Слайд 6

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ , т.е. детей с разными образовательными потребностями .

Построение образовательного процесса в дошкольных отделениях, которые реализуют инклюзивную практику, строятся на основе интеграции  и с учетом следующих принципов:

  • Принцип индивидуального подхода – он предполагает всестороннее изучение воспитанников и подбор форм , методов и средств обучения с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка;
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.- этот принцип помогает развивать интересы детей, любознательность, воображение, творческую активность, способствует становлению сознания и формированию социально активной личности.
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания- это подбор необходимых развивающих и дидактических пособий,  средств обучения, создание безбарьерной среды и способность педагога использовать разнообразные методы  и средства работы как общей , так и специальной педагогике.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными , только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста –установить доверительные партнерские отношения с родителями , внимательно относиться к запросу родителей , к тому , что на их взгляд , важно и нужно в данный момент ребенку.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения , специалистов, развивающие методы и средства.
  • Принцип интеграции  усилий специалистов- способствует более высоким темпам речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Слайд 7

Для дифференцированного и компетентного подхода в работе с детьми с ОВЗ были разработаны адаптированные образовательные программы :

- для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа-это образовательная программа,  для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Слайд 8

Адаптированная образовательная программа  может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ)  :
1.- индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, для дозирования учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);
2.-
программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии с психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога),
3.- программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических навыков, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как:

«Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» «Лого -ритмика» и др.

Слайд 9

Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.

Охарактеризуем основные образовательные области:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель- овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Основная цель- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности , усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Основная цель- обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Основная цель: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей , освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные , так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Основная цель: совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков , тонкой ручной моторики, зрительно- пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье , и в дошкольном учреждении. Работа по физическому воспитанию строится таким образом , чтобы решались общие , и коррекционные задачи.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программ является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Слайд 10

На основании рекомендаций ПМПК специалисты дошкольных отделений разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд 11

 Это персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка.

Слайд 12

Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

После разработки индивидуального образовательного маршрута , педагоги и специалисты образовательной организации осуществляют его реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. По уточнению индивидуального образовательного маршрута организуются заседания консилиума ( не реже одного раза в 3 месяца).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14899416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 680px; height: 425px;","width":"480"}}]]Коррекционно-развивающа...

Карта индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В карте индивидуального маршрута заполняем разделы: "Диагностический этап", «Выявленные трудности и их причины», затем определяем цели и результаты,  определяем с...

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Структура индивидуальной образовательной программы.1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Индивидуальный учебный план4. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка5. Условия  кор...