Главные вкладки

    «Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
    методическая разработка на тему

    Белоусова Инна Владимировна

    Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.

    Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.

    Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.

    Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).

    Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

    Задачи:

    -     Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.

    -     Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка

    -     Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.

    -     Повышение педагогической культуры родителей.

    -     Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.

    -     Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях

    -     Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

    Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание.

    Данные факты обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников. Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

    Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

    Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.

    Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера):

    • Эмоциональная депривация.
    • Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год).
    • Отсутствие эмоционально-положительного общения.
    • Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации.
    • «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых.
    • Двуязычие в семье.
    • Психические травмы.
    • Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.)

    Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.

    Особенности семьи ребенка с ТНР:

    • Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
    • Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность,  неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.
    • Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
    • Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.
    • Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
    • Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической  помощи  (перекосы в придания  значимости или медицине, или педагогике).
    • Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

    Особенности взаимодействия логопеда с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии,  Мурманский государственный педагогический университет).

     Понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение семьи»

    Только 48 % респондентов сформулировали определение, остальные вопрос проигнорировали

     «Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям?»

    62% - «не всегда»

    36% - «да, являются»

    2%   - не дали ответа

     «Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?»

    50% - проигнорировали вопрос

    42% - констатировали наличие трудностей

    8%   - затруднений нет

    Типичные проблемы:

    30% - низкая мотивация родителей (общая пассивность, чрезмерная занятость, отсутствие принятия проблем ребенка, отказ от сотрудничества)

    6%  - организационными затруднениями («Трудности в подборе конкретного лаконичного материала», «Не всегда получается реализовать указанные мероприятия в конкретные сроки»)

    2% - недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей («Не всегда родители правильно воспринимают информацию педагога»).

    8% - Отсутствие проблем («Проблемы не возникают, так как психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов в рамках «Школы эффективного родителя»).

      Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов

    Названы традиционные формы работы

    96% - устные консультации

    90% - родительские собрания

    84% - беседы и информационные стенды

    60% - открытые занятия

    Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков»

      Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей

    67% - тетрадь для домашних занятий

    57% - устные консультации

    50% - беседа

    40% - родительское собрание

    36% - информационный стенд

    28% - открытое занятие

     «Активность родителей  в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать»

    20% - «открытость» коррекционно-развивающего процесса («Проводить совместные занятия; приглашать на индивидуальные занятия; консультировать (давать информацию в полном объеме на доступном языке)»; 

     4% - финансовая ответственность родителей («Ввести оплату за посещение логопедической группы, учитывающую степень тяжести речевого нарушения у ребенка»);

    2% - предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем («Чаще напоминать родителям о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка в дальнейшей жизни»;

    2% - используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор («Само стимулирование родителей выражается в результативности работы, в видимом результате. Для родителей это – наилучшая стимуляция»)

    16%  дали недифференцированные ответы

     «Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?» 

    80% - взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия)

    44% - с музыкальным руководителем

    40% - с педагогом-психологом

    24% - инструктором по физическому воспитанию

     Обязательные документы

    90% - «План работы на учебный год»

    86% - по своей инициативе разрабатывают  также перспективный план взаимодействия с родителями 

    Таким образом, проведенное анкетирование показало, что многие практикующие логопеды недостаточно мотивированы,  ищут причину возникающих проблем в условиях семейного воспитания, упуская аспект критического анализа собственной профессиональной деятельности, смутно представляют себе направления работы с семьей, испытывают затруднения при организации этой работы. Есть качественные различия в ответах логопедов, работающих в ДОУ и реабилитационных центрах, поскольку в последних специалисты имеют возможность регулярно лично общаться с родителями воспитанников, оперативно разрешать возникающие проблемы во взаимодействии, что затруднительно при стандартном графике работы логопеда детского сада.

    Основные положения «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

    Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.

    Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение); систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

    Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.

    Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.

    Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).

    Взаимодействие логопеда с родителями является наиболее важной составляющей в связи с профилем основного нарушения. Поэтому перечень основных программных мероприятий реализуется во взаимодействии логопед – семья. Ведущим специалистом, курирующим реализацию программы, является логопед.

    Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

    Задачи:

    • Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
    • Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
    • Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
    • Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях
    • Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

    Этапы (основное содержание):

    1. Подготовительный этап:

    • Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда,  психолога, воспитателя, других специалистов.
    • Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части.

     2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.

     3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.

    Программные мероприятия основного этап по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:

    Базовая часть.

    Индивидуальные

    Коллективные

    Наглядно-информационные

    Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных

    Родительские собрания

    Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов

    «Шоковая анкета» (примеры вопросов: «Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому»)

    Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары)

    Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей

    «Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее)

    Круглые столы, вечера вопросов и ответов, встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед. работники, воспитатель, другие специалисты)

    Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические). 

    Открытые занятия

    Еженедельные задания (тетрадь  домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры)

    Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей)

    Просмотр индивидуальной тетради детей

    Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей)

    Семейная гостинная (логопед-родитель-ребенок)

    Логопедические утренники и праздники

    Вариативная часть.

    Индивидуальные

    Коллективные

    Наглядно-информационные

    Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь)

    Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы)

    Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам

    Интернет-общение

    Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения)

    Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания).

    Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения)

    Индивидуальные практикумы

    Семейные клубы

    Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка

    Посещение семьи 

    Школа молодой семьи

    Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми

    Дни открытых дверей

    Видеотека (видео, презентации  занятий, консультаций, практикумов)

    Выпуск газет для родителей и детей

    Страничка логопеда на сайте ДОУ

    Выставка литературы, мини-библиотеки

    Заключение:

    В реализации программы  рассчитывается получить следующие результаты:

    • Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
    • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.                  
    • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
    • Создание единого речевого пространства развития ребенка.

    Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

    Координация двух социальных институтов – семьи и детского сада в вопросах развития ребенка способствует оздоровлению и укреплению семьи, расширяет границы образовательного пространства. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

    Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР» И.В. Белоусова Воспитатель, МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного типа» Кемеровская область

    Слайд 2

    Актуальность работы по сопровождению семьи  Рост детей, имеющих отклонения в речевом развитии, тяжелые нарушения речи ( ОНР всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание).  Необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях: за счет слаженности в работе педагогического коллектива, включения семьи в единый, совместный с педагогами, процесс воспитания ребенка.  Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект , имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя.

    Слайд 3

    Роль семьи в речевом развитии ребенка Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Негативные факторы воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие. - Эмоциональная депривация. - Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год). - Отсутствие эмоционально-положительного общения. - Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации. - «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых. - Двуязычие в семье. - Психические травмы. - Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.).

    Слайд 4

    Особенности семьи ребенка с ТНР Отсутствие элементарных знаний, представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР. Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации , постоянного эмоционального напряжения (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком , имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются. Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений. Формальный подход к взаимодействию с логопедом, низкая инициатива. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике). Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

    Слайд 5

    (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии, Мурманский государственный педагогический университет).  « Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям? » 62% - «не всегда» 36% - «да, являются» 2% - не дали ответа  «Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?» 50% - проигнорировали вопрос 42% - констатировали наличие трудностей 8% - затруднений нет Типичные проблемы: 30% - низкая мотивация родителей 6% - организационными затруднениями 2% - недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей 8% - Отсутствие проблем  « Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?» 80% - взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия) 44% - с музыкальным руководителем 40% - с педагогом-психологом 24% - инструктором по физическому воспитанию Особенности взаимодействия логопеда с родителями детей с ТНР

    Слайд 6

    Особенности взаимодействия логопеда с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии, Мурманский государственный педагогический университет).  Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов 96% - устные консультации 90% - родительские собрания 84% - беседы и информационные стенды 60% - открытые занятия Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков»  Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей 67% - тетрадь для домашних занятий 57% - устные консультации 50% - беседа 40% - родительское собрание 36% - информационный стенд 28% - открытое занятие  « Активность родителей в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать» 20% - «открытость» коррекционно-развивающего процесса 4% - финансовая ответственность родителей 2% - предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем 2% - используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор 16% дали недифференцированные ответы  Обязательные документы 90% - «План работы на учебный год» 86% - по своей инициативе разрабатывают также перспективный план взаимодействия с родителями

    Слайд 7

    Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР Программа является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи. Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства. Задачи: - Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям. - Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка - Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды. - Повышение педагогической культуры родителей. - Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение. -Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях - Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

    Слайд 8

    Этапы Этапы (основное содержание): 1. Подготовительный этап: - Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов. - Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части. 2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме , в базовой и вариативной части. 3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.

    Слайд 9

    Основной этап - программные мероприятия по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом Базовая часть. Индивидуальные Коллективные Наглядно-информационные Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных Родительские собрания Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов «Шоковая анкета» (примеры вопросов: «Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому») Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары) Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей «Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее) Круглые столы, вечера вопросов и ответов , встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед. работники, воспитатель, другие специалисты) Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические). Открытые занятия Еженедельные задания (тетрадь домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры) Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей) Просмотр индивидуальной тетради детей Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей) Семейная гостинная (логопед-родитель-ребенок) Логопедические утренники и праздники

    Слайд 10

    Основной этап - программные мероприятия по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом Вариативная часть. Индивидуальные Коллективные Наглядно-информационные Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь) Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы) Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам Интернет-общение Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения) Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания). Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения) Индивидуальные практикумы Семейные клубы Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка Посещение семьи Школа молодой семьи Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми Дни открытых дверей Видеотека (видео, презентации занятий, консультаций, практикумов) Выпуск газет для родителей и детей Страничка логопеда на сайте ДОУ Выставка литературы, мини-библиотеки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    «Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    «Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

    Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

    План работы при сопровождении ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Данный план представляет собой мини-программу для ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Разработка удобна тем, что представлена в виде таблицы, где прописаны основные напр...

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

    Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Цель программы:     Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...

    Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

    Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...