Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
статья по коррекционной педагогике

Степина Ирина Юрьевна

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является изучение разработанных и апробированных моделей психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Описана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, формы и методы работы с семьей. Данная модель может использоваться психологами, педагогами-психологами, МДОУ и иными учреждениями, осуществляющими психолого-педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ. Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, психолого-медико-педагогический консилиум, семья ребенка с нарушением развития. К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. 262 Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознавания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. [1]. Противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области. [ 9]. На современном этапе принято организовывать работу с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями здоровья посредством таких форм, которые позволяют обучить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком с ОВЗ в бытовых и образовательных ситуациях (Баенская Е.Р., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Екжанова Е.А., Леонгард Э.И., Либлинг М.М., Мишина Г.А., Никольская О.С., Приходько О.Г., Разенкова Ю.А., Солнцева Л.И., Стребелева Е.А., Шматко Н.Д. и др.) [4, 11]. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. определили условия эффективности психолого-педагогического сопровождения: комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность [2]. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа[8]. Можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы : 263 -занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ; -занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка); -выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком; -самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне. Григоренко Н. Ю. выделяет информационное образовательной пространство как одну из современных форм работы в рамках психологопедагогического сопровождения родителей. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации, индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений [3]. Ряд авторов: Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А.,- выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы [7]: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие. При этом ими было определено, что наиболее эффективны в работе с родителями активные методы социально-психологического обучения: тренинг, дискуссия, круглый стол, практикум и прочие. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и сформировать адекватное отношение родителей к 264 психологическим особенностям своего ребенка. Ряд авторов (Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А.) выделяют следующую интегративную форму работы с участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: неделя психологии [6]. Данная форма работы позволяет повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности детского учреждения, сформировать интерес взрослых к развитию ребенка и желание содействовать в его развитии. С целью оптимизации самосознания родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, Ткачева В.В. предлагает специальную форму организации занятий: обсуждение с родителями специально написанных рассказов, представляющих литературную обработку типичных «житейских». В процессе реализации описанной выше формы работы с родителями используются психокоррекционные приемы, позволяющие достигнуть инсайт и катарсис: уровень экспансии и уровень эмоционального контроля (Лебединский В.В.). Уровень аффективной экспансии осуществляется в процессе рассказа (проживания) неизвестной (проблемной) ситуации историй родителей больных детей [9]. Данный уровень позволяет сформировать новое знание о себе в аффективной памяти. В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения родителей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья используются методы и техники практической психологии, психотерапии и социальной работы. Выделяют следующие методы работы в процессе осуществления психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 1. Семейное консультирование. Осуществляется по запросу одного или нескольких членов семьи и соответствует всем требованиям. Ткачева В.В. выделяет организационную форму консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [9]. Так ей были выделены следующие этапы консультирования: 265 1.Знакомство и установление контакта с семьей. На данном этапе формируются необходимые для дальнейшей работы доверие и взаимопонимание. 2.Определение проблемы семьи. На данном этапе оказывается поддержка для формулирования родителями проблемы. 3.Психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка. 4.Определение психолого-педагогической проблемы в семье. 5.Определение способов решения проблемы семьи. 6.Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. 2. Тренинговые занятия. Данные мероприятия могут осуществляться как по запросу семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, так и в соответствии с планом (программой) сопровождения семьи. Тренинговые мероприятия направлены в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, коррекцию неадекватных стилей взаимоотношений, формирование навыков решения конфликтов и др. Велиева С.В. определила направленность тренинговых занятий с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: во-первых, занятия направлены на формирование определенных навыков (тренинг эффективных коммуникаций, адаптационный тренинг, тренинг межличностных отношений и др.); во-вторых, занятия, направленные на решение определенной проблемы (терапевтические, развивающие, обучающие и др.). Также Велиева С.В. предложила классификацию тренинговых групп родителей, воспитывающих детей с ограничением возможностей здоровья [10]. Необходимо отметить об использовании в тренингах информационных ресурсов: видеотренинги, компьютерные коррекционно-диагностические программы и др. При организации психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушениями здоровья Мазурова Н.В. и Подольская Т.А. выделяют групповую работу. Данная работа организованна как правило в форме 266 тематических встреч-бесед, где родитель получает в первую очередь поддержку от других родителей, что способствует включенности родителей в социум и снижению концентрации проблемы здоровья ребенка [12]. 3. Психокоррекционные занятия направлены на коррекцию психического развития как ребенка с ОВЗ, так и родителей (или лиц их замещающих). 4. Психопрофилактические занятия направлены на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (или лиц их замещающих), воспитывающих ребенка с ОВЗ. 5. Занятия в группах взаимопомощи (клубах общения и поддержки). Данные занятия осуществляются по запросу семей и несут характер неформальной помощи и поддержки. На данных занятиях родитель получает помощь и поддержку в атмосфере уважения и доверия от родителей со схожими проблемами. 6. Досуговая деятельность. Совместная досуговая деятельность родителей и детей позволяет выработать навыки взаимоподдержки, коммуникативных умений, а также сплотить семью, сформировать позитивный семейные климат. Походы, развлечения, конкурсы, совместные прогулки с учетом особенностей развития детей, выставки детско-родительского художественного творчества, совместные с детьми детско-родительские субботники, трудовые десанты, дни открытых дверей, все это является примером совместной досуговой деятельности родителей с детьми [10]. Результат психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет большую эффективность, если в модели сопровождения семьи будет учтено условие взаимосвязи сопровождения с личностными взаимоотношениями детей и родителей. Также на результат психолого-педагогического сопровождения оказывает влияние учет индивидуальных семейных проблем, влияющих на процесс развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В целом, современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с 267 ограниченными возможностями здоровья, основывается на раскрытии личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности. Список литературы. 1. Архипова В.А., Токаева Т.Э. Аспекты психологопедагогического сопровождения детей с задержками психического развития в процессе взаимодействия с семьей (на материале модели «Виртуальный детский сад» // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. Выпуск 3 / под ред. О.В. Прозументик, О.Р. Ворошнина, Л.Р. Лизунова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2015. –С. 100 –106. 2. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). -С. 50 -58. 3. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-i-model... (дата обращения: 09.10.2018). 4. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода / Григоренко Наталья Юрьевна // Педагогическое образование в России. —2017. —№ 11. —С. 132-138. 5. Дюпина М.В. Применение Арт-терапевтических методов и приёмов в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы 268 реализации материалы всероссийской научно-практической конференции, 2016. –С. 76-78. 6. Калачина И.В. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. №1 (64). –С. 164-169. 7. Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А. Неделя психологии в ДОУ как интерактивная форма взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. –Т. 1. –С. 154-157. 8. Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. Использование активных методов при организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т. 1. –С. 118-121. 9. Савельева А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. –Екатеринбург, 2018. –С. 656 –659. 10. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. No3 (39). -С. 50 -58. 11. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционноразвивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям// Специальное образование. 2017.No1(45). –С. 53-67. 12. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные 269 направления и возможности // Национальный психологический журнал, 2016. – No 1 (21). –С. 70-77.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Степина Ирина Юрьевна

 (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург)

 Аннотация. Целью статьи является изучение разработанных и апробированных моделей психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Описана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, формы и методы работы с семьей. Данная модель может использоваться психологами, педагогами-психологами, МДОУ и иными учреждениями, осуществляющими психолого-педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ. Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, психолого-медико-педагогический консилиум, семья ребенка с нарушением развития. К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. 262 Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознавания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. [1]. Противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области. [ 9]. На современном этапе принято организовывать работу с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями здоровья посредством таких форм, которые позволяют обучить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком с ОВЗ в бытовых и образовательных ситуациях (Баенская Е.Р., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Екжанова Е.А., Леонгард Э.И., Либлинг М.М., Мишина Г.А., Никольская О.С., Приходько О.Г., Разенкова Ю.А., Солнцева Л.И., Стребелева Е.А., Шматко Н.Д. и др.) [4, 11]. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. определили условия эффективности психолого-педагогического сопровождения: комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность [2]. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа[8]. Можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы : 263 -занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ; -занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка); -выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком; -самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне. Григоренко Н. Ю. выделяет информационное образовательной пространство как одну из современных форм работы в рамках психологопедагогического сопровождения родителей. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации, индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений [3]. Ряд авторов: Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А.,- выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы [7]: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие. При этом ими было определено, что наиболее эффективны в работе с родителями активные методы социально-психологического обучения: тренинг, дискуссия, круглый стол, практикум и прочие. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и сформировать адекватное отношение родителей к 264 психологическим особенностям своего ребенка. Ряд авторов (Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А.) выделяют следующую интегративную форму работы с участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: неделя психологии [6]. Данная форма работы позволяет повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности детского учреждения, сформировать интерес взрослых к развитию ребенка и желание содействовать в его развитии. С целью оптимизации самосознания родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, Ткачева В.В. предлагает специальную форму организации занятий: обсуждение с родителями специально написанных рассказов, представляющих литературную обработку типичных «житейских». В процессе реализации описанной выше формы работы с родителями используются психокоррекционные приемы, позволяющие достигнуть инсайт и катарсис: уровень экспансии и уровень эмоционального контроля (Лебединский В.В.). Уровень аффективной экспансии осуществляется в процессе рассказа (проживания) неизвестной (проблемной) ситуации историй родителей больных детей [9]. Данный уровень позволяет сформировать новое знание о себе в аффективной памяти. В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения родителей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья используются методы и техники практической психологии, психотерапии и социальной работы. Выделяют следующие методы работы в процессе осуществления психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 1. Семейное консультирование. Осуществляется по запросу одного или нескольких членов семьи и соответствует всем требованиям. Ткачева В.В. выделяет организационную форму консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [9]. Так ей были выделены следующие этапы консультирования: 265 1.Знакомство и установление контакта с семьей. На данном этапе формируются необходимые для дальнейшей работы доверие и взаимопонимание. 2.Определение проблемы семьи. На данном этапе оказывается поддержка для формулирования родителями проблемы. 3.Психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка. 4.Определение психолого-педагогической проблемы в семье. 5.Определение способов решения проблемы семьи. 6.Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. 2. Тренинговые занятия. Данные мероприятия могут осуществляться как по запросу семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, так и в соответствии с планом (программой) сопровождения семьи. Тренинговые мероприятия направлены в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, коррекцию неадекватных стилей взаимоотношений, формирование навыков решения конфликтов и др. Велиева С.В. определила направленность тренинговых занятий с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: во-первых, занятия направлены на формирование определенных навыков (тренинг эффективных коммуникаций, адаптационный тренинг, тренинг межличностных отношений и др.); во-вторых, занятия, направленные на решение определенной проблемы (терапевтические, развивающие, обучающие и др.). Также Велиева С.В. предложила классификацию тренинговых групп родителей, воспитывающих детей с ограничением возможностей здоровья [10]. Необходимо отметить об использовании в тренингах информационных ресурсов: видеотренинги, компьютерные коррекционно-диагностические программы и др. При организации психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушениями здоровья Мазурова Н.В. и Подольская Т.А. выделяют групповую работу. Данная работа организованна как правило в форме 266 тематических встреч-бесед, где родитель получает в первую очередь поддержку от других родителей, что способствует включенности родителей в социум и снижению концентрации проблемы здоровья ребенка [12]. 3. Психокоррекционные занятия направлены на коррекцию психического развития как ребенка с ОВЗ, так и родителей (или лиц их замещающих). 4. Психопрофилактические занятия направлены на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (или лиц их замещающих), воспитывающих ребенка с ОВЗ. 5. Занятия в группах взаимопомощи (клубах общения и поддержки). Данные занятия осуществляются по запросу семей и несут характер неформальной помощи и поддержки. На данных занятиях родитель получает помощь и поддержку в атмосфере уважения и доверия от родителей со схожими проблемами. 6. Досуговая деятельность. Совместная досуговая деятельность родителей и детей позволяет выработать навыки взаимоподдержки, коммуникативных умений, а также сплотить семью, сформировать позитивный семейные климат. Походы, развлечения, конкурсы, совместные прогулки с учетом особенностей развития детей, выставки детско-родительского художественного творчества, совместные с детьми детско-родительские субботники, трудовые десанты, дни открытых дверей, все это является примером совместной досуговой деятельности родителей с детьми [10]. Результат психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет большую эффективность, если в модели сопровождения семьи будет учтено условие взаимосвязи сопровождения с личностными взаимоотношениями детей и родителей. Также на результат психолого-педагогического сопровождения оказывает влияние учет индивидуальных семейных проблем, влияющих на процесс развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В целом, современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с 267 ограниченными возможностями здоровья, основывается на раскрытии личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности. Список литературы. 1. Архипова В.А., Токаева Т.Э. Аспекты психологопедагогического сопровождения детей с задержками психического развития в процессе взаимодействия с семьей (на материале модели «Виртуальный детский сад» // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. Выпуск 3 / под ред. О.В. Прозументик, О.Р. Ворошнина, Л.Р. Лизунова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2015. –С. 100 –106. 2. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). -С. 50 -58. 3. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-i-modelipsihologicheskogo-soprovozhdeniya-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-doshkolnoyorganizatsii (дата обращения: 09.10.2018). 4. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода / Григоренко Наталья Юрьевна // Педагогическое образование в России. —2017. —№ 11. —С. 132-138. 5. Дюпина М.В. Применение Арт-терапевтических методов и приёмов в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы 268 реализации материалы всероссийской научно-практической конференции, 2016. –С. 76-78. 6. Калачина И.В. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. №1 (64). –С. 164-169. 7. Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А. Неделя психологии в ДОУ как интерактивная форма взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. –Т. 1. –С. 154-157. 8. Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. Использование активных методов при организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т. 1. –С. 118-121. 9. Савельева А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. –Екатеринбург, 2018. –С. 656 –659. 10. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. No3 (39). -С. 50 -58. 11. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционноразвивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям// Специальное образование. 2017.No1(45). –С. 53-67. 12. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные 269 направления и возможности // Национальный психологический журнал, 2016. – No 1 (21). –С. 70-77. ОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционны...

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)...

Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» — диалог в новом формате. г. Тара, 2021г.

В сборнике представлены статьи педагогов детского сада- «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Проект «Одаренные дети...