Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Кирюшина Анна Николаевна

Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_na_festival.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Описание практики организации психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска

  1. г. Канск Красноярского края
  2. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска
  3. МАДОУ № 15
  4. Глушкова Наталья Владимировна, заведующий

Кирюшина Анна Николаевна, старший воспитатель

Левочкина Светлана Алексеевна, старший воспитатель

Мамедова Юлия Игоревна, учитель-дефектолог

Железнова Елена Радиславовна, педагог-психолог

Жаворонкова Анжелика Сергеевна, учитель-логопед

  1. Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  2. https://сибирячок.канск24.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=229&Itemid=235 https://сибирячок.канск24.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=284&Itemid=268 

https://www.youtube.com/watch?v=UrYZowCTwR8 

  1. Семья ребенка раннего возраста с ОВЗ, ребенок раннего возраста с ОВЗ
  2. Адаптация к условиям дошкольного учреждения – испытание даже для активного и коммуникабельного ребенка. Однако, когда ребенок имеет нарушения в развитии, вопрос подготовки его к детскому саду стоит перед родителями наиболее остро. Поэтому, каждое дошкольное учреждение старается создать максимально комфортные условия для своих воспитанников в период адаптации и на этапе подготовки к дошкольному образованию.

Для того, чтобы адаптация малышей с ОВЗ прошла максимально комфортно, в МАДОУ № 15 организована работа Службы ранней помощи для детей раннего возраста с ОВЗ в формате инклюзивной группы «АИСТ». Все педагоги, занятые в Службе, имеют специальное образование, большой опыт работы с детьми, имеющими разные нарушения развития и регулярно повышают квалификацию на курсах повышения квалификации по соответствующим программам («Организация и содержание ранней помощи детям с нарушениями развития и их семьям», «Особенности работы с детьми раннего возраста»).

Цель: оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения для последующей адаптации ребенка к условиям детского сада.

Задачи:

- создание доброжелательной среды и психологической поддержки родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- вовлечение детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в коллективные формы взаимодействия;

- обучение родителей детей раннего возраста с ОВЗ педагогическим приемам взаимодействия.

Служба ранней помощи в МАДОУ № 15 организована в формате инклюзивной группы «АИСТ», поскольку именно социализация малышей с ОВЗ имеет наибольшие сложности. Развивающие центры предлагают данной категории детей лишь индивидуальные занятия со специалистами. Наше дошкольное учреждение предлагает родителям включение ребенка раннего возраста с ОВЗ в детский коллектив 2-3 раза в неделю. Ребенок, в сопровождении родителя, посещает групповые занятия детей младшего возраста (познавательная, предметно-игровая, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия, свободная деятельность) и занятия специалистов.

Присутствие мамы, которая выполняет роль тьютора, позволяет избежать стрессовой ситуации посещения ребенком детского коллектива в незнакомом для него здании. Включаясь в коллективные детские занятия, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые умения предметно-игровой и продуктивной деятельности. Наблюдая за действиями педагогов, мама овладевает педагогическими приемами научения ребенка новым действиям (показ, демонстрация способа действия, сопряженные действия взрослого и ребенка). Посещение стабильного детского коллектива позволяет ребенку устанавливать коммуникативный контакт с другими детьми, налаживать взаимодействие с участниками группы, а маме стать участником родительского сообщества этой группы. Посещая музыкальные занятия с малышами, ребенок инклюзивной группы «АИСТ», включается в детские танцы, песни, музыкально-дидактические игры, что позволяет ему вместе с мамой становиться участником детских утренников и досуговых мероприятий.

Для обучения родителей приемам педагогического взаимодействия при коррекции и развитии высших психических функций, после групповых занятий, мама с малышом посещают занятия специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед). Игровая форма организации занятий, смена видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяют избежать переутомления малыша, сохраняя его интерес к деятельности на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении.

Педагог-психолог организует совместные занятия мамы и малыша в студии игры с кинетическим песком «Понарошкин мир». Занятия могут быть как индивидуальными, так и в малых группах в зависимости от задач, поставленных педагогом.   На начальном этапе, педагог-психолог в игровой форме учит малыша пользоваться материалом, оборудованием и инструментами. Далее ребенок включается в коллективные занятия малой группы малышей, где научается приемам взаимодействия со сверстниками нормативного развития при выполнении коллективной работы, учится договариваться при распределении материалов для деятельности, участвует в коллективном обыгрывании готовой работы. Параллельно с детской деятельностью, педагог-психолог демонстрирует маме педагогическую ценность применяемых методов и приемов.

Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, как правило, имеют нарушения в развитии высших психических процессов. Кабинет учителя-дефектолога оснащен современными коррекционно-развивающими пособиями и оборудованием, позволяющим осуществлять коррекционно-развивающее воздействие в процессе занятий с детьми с ОВЗ. Учитель-дефектолог планирует работу по сопровождению малышей учитывая уровень актуального развития и индивидуально-типологические особенности каждого ребенка инклюзивной группы. Разнообразие предлагаемого ребенку игрового материала позволяет удерживать внимание малыша на протяжении всего занятия. Для закрепления умений, полученных на индивидуальном занятии, учитель-дефектолог предлагает маме задания, которые она может выполнить с ребенком в домашних условиях.

Отсутствие речи у ребенка раннего возраста – проблема распространенная. Зачастую, малыш понимает обращенную к нему речь, выполняет простые бытовые инструкции, но речью не пользуется. Поэтому, малышам инклюзивной группы «АИСТ» предлагаются совместные занятия «Педагог-Малыш-Мама» с учителем-логопедом по запуску речи неговорящих детей. С помощью специальных игровых упражнений, совместно с мамой,   малыш учится сначала произносить звукокомплексы, потом звукоподражания, далее простые слова, а впоследствии учится использовать речь в бытовой деятельности.

Служба ранней помощи в формате инклюзивной группы «АИСТ» организована в МАДОУ № 15 с 2018 года. С 2019 года  МАДОУ № 15 – участник муниципального проекта «Создание системы комплексной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами». За время работы Службы помощь получили семьи 5 детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (2 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2 детей с РАС, 1 ребенок с синдромом Дауна). 2 ребенка в последствии стали воспитанниками нашего дошкольного образовательного учреждения и продолжают получать сопровождение специалистами МАДОУ № 15 в условиях групп комбинированной направленности, 2 ребенка стали воспитанниками других ДОУ города, 1 ребенок продолжает посещать инклюзивную группу.

Оценивая результат работы инклюзивной группы «АИСТ» мы в первую очередь смотрим на адаптацию наших воспитанников, получавших сопровождение в службе ранней помощи. Уровень адаптации (в соответствии с листами адаптации) таких детей значительно выше, чем у вновь прибывших малышей. Они охотно идут в детский сад, знакомы с помещениями ДОУ и педагогами. Уровень организации детей на занятии также значительно выше.

Развивая партнерские взаимоотношения Службы ранней помощи, МАДОУ № 15 сотрудничает не только с Центром диагностики и консультирования города Канска. С 2020 года Служба сотрудничает с Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения (филиал в городе Канске), организуя сопровождение семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Опыт работы Службы ранней помощи МАДОУ № 15 в формате инклюзивной группы был представлен на Городском форуме управленческих практик «Управление качеством образования в условиях реализации национальных проектов в сфере образования» в 2020 году.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения. Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....