Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Организация совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой проблемой
на современном этапе развития системы образования.
Для улучшения качества обслуживания детей с ОВЗ и реализации одного из стратегических направлений развития системы образования (инклюзивного образования)
необходима разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности образовательных учреждений , реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В связи с этим в на базе МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида Постановлением Главы Ардатовского муниципального района от 11.11.2013годо создана муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) в группе комбинированной направленности».
Учитывая мировой опыт в области инклюзивного образования, в качестве предмета опытно-экспериментальной работы мы определили три основных аспекта:
- инклюзивная культура участников образовательного процесса,
- нормативно-правовая база организации совместного обучения и
воспитания,
- процесс обучения и воспитания в группах совместного образования.
Целью экспериментальной работы является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в группе комбинированной направленности.
Готовых рецептов не было (опыта инклюзивного образования в России очень мало, только сейчас появилось это определение в Законе Об образовании и ФГОС дошкольного образования) и находить их нужно было, только учитывая специфику своего учреждения, т.е. кадровый потенциал, материально – техническую базу, программно-методическое обеспечение.
Эксперимент проводился в подготовительной группе. Количество детей-24, из них 14 детей с нарушениями речи.
В 2013-2014 учебном году реализовался 1 этап эксперимента:
подготовительно – информационный:
- Изучили педагогическую литературу и документы по эксперименту;
- Создали предметно-развивающую среду;
- Составили программу эксперимента.
Программа разработана творческой группой, куда вошли старший воспитатель, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, воспитатели.
Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы воспитательно-образовательной работы в данной группе.
На первом этапе экспериментальной работы проведена психологическая диагностика педагогом -психологом, целью которой было выявление особенностей социально-
психологической адаптации детей с нарушениями речи в группах комбинированной направленности. Проводилась сравнительная диагностика в октябре и феврале.
Мониторинг по этому показателю выявил, что в начале учебного года показатели социального взаимодействия нормально развивающихся детей выше, чем у детей с нарушениями речи.
В соответствии с этими данными мониторинга был откорректирован план работы на текущий год, где основной задачей поставили:
-создание предметно-развивающей среды в данной группе; логопедический кабинет с зоной коррекции звукопроизношения, зоной развития мелкой моторики, зоной развития лексико-грамматической стороны речи, зона ТСО, зоной развития речевого дыхания, зоной развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, информационной зоной.
-обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребенка в группе, в том числе и детей с нарушением речи.
Одной из методов обеспечения психологической комфортности является создание системы праздников.
Они позволяют реализовать сразу несколько задач:
-восстановление ресурсов;
-отвлечение коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины;
-создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса.
Отдельный большой и важный вопрос-взаимодействие с родителями. Детский сад становится становится социальным центром помощи семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ.
Родители детей:
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в ДОУ;
• занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
В 2014-2015 учебном году будет реализоваться следующий этап эксперимента: функциональный.(реализация плана)
Вывод: Социальная адаптация детей с нарушениями речи протекает более напряженно по сравнению со здоровыми детьми, хотя и приводит к хорошим результатам, что по всей вероятности связано с большими усилиями со стороны педагогического состава.
Наши воспитанники полностью соответствуют целевым ориентирам, которые прописаны ФГОС:
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда;
Ребёнок обладает развитым воображением;
Ребёнок достаточно хорошо овладевает устной речью;
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
Ребёнок способен к волевым усилиям;
Ребёнок проявляет любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламен...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....
«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста. ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....