Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Олеся Валериевна Хаванова

Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламентирующими право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon havanova_o.v._publikatsiya_v_sbornik.doc176.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламентирующими право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.

В ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» впервые законодательно закреплено двуединое определение понятие «образование.

 «Образование» - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

«Образование» - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

        Основная функция системы образования – развитие ресурса образования как института гражданского общества. Особое место среди функций образования занимает правовая функция. Существуют такие разновидности правовых функций как: правотворческая функция, правоприменительная функция, правоохранительная функция, контрольная функция и надзорная функция.

        Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействует между собой. Но приоритет имеет правовое регулирование, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями, которые должны быть реализованы. Это достигается посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности). Законодатель принимает комплексные нормативно-правовые акты, в которых закрепляются нормы разной отраслевой принадлежности.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования в России, в соответствии со ст. 4 Закона «Об образовании в РФ» выступают:

- Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

- Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

- Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

- Определение правового положения участников отношений в сфере образования;

- Создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- Разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Ф и органами местного самоуправления.

Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования является реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в РФ составляют документы нескольких уровней:

- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией)

- Федеральные (Конституция, законы, семейные и гражданские кодексы)

- правительственные (постановления, распоряжения);

- ведомственные (Министерство образования);

- региональные (правительственные и ведомственные)

Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года и ставшая основной для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила социальные, экономические, культурные, политические и гражданские права. В статье №1 Декаларации закреплено следующее положение:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье №24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни»

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на:

- Развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

- Обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

- Обеспечение доступа инвалидам к образованию в местах их непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

- Предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, обеспечивающих процесс обучения;

- Создание условий для освоения социальных навыков;

- Обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 3 мая 2012 года, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеперечисленных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Законодательная база на уровне Российской Федерации

(актуальна на июнь 2021 года)

Название документа

Номер документа

Дата

Федеральные законы

Конституция Российской Федерации
(ст. 43)

Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года

Семейный кодекс РФ

(ст. 63)

ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

№ 46-ФЗ

03.05.2012 г.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст.42, 44, 55, 59, 79)

№ 273

29.12.2012 г.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(с изменениями на 11 июня 2021 г. (с изменениями от 26.09.2021)

(ст. 19)

К 181-ФЗ

24.11.1995 г.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
(ст.6, 9)

№ 124-ФЗ

от 24.07.1998 г.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

№ 478-ФЗ

29.12.2020 г.

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(с изменениями от 05.04.2021 г. № 77-ФЗ)

№ 124-ФЗ

24.07.1998 г.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым

с 4 февраля 2010 года

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
(с изменениями на 26 ноября 2020 года)

№ 95

20.02.2006 г.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»,

(редакция от 23.03.2021 г.)
В настоящее время 5 этап – 2021 – 2025 годы.

№ 363

29.03.2019 г.

Прогноз социально-экономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

-

-

«Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утв. Рособрнадзором)

Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

(сроки и этапы реализации Программы: 2018 – 2025 годы)

№ 1642

от 26.12.2017 г.

Приказы Министерства образования и науки РФ

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

№ 1155

от 17.10.2013 г.

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

№ 373

от 06.10.2009 г.

Приказ Минобрнауки России «Об утрвеждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

№ 1598

от 19.12.2014 г.

Приказ Минобрнакуки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начальнного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

№ 1599

от 19.12.2014 г.

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

№ 1082

от 20.09.2013 г.

Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

№ АФ-150/06

18.04.2008 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

№ 442

28.08.2020 г.

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

(ред. От 18.08.2016)

№ 1309

от 09.11.2015

Региональные (правительственные и ведомственные) документы на уровне Свердловской области

(актуальны на июнь 2021 года)

Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются и утверждаются правительствами и ведомствами субъектов Российской Федерации на основе федерального законодательства.

Название документа

Номер документа

Дата

Региональные законы

Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»

(с изменениями на 20 апреля 2021 г.)

№ 78-ОЗ

от 15.07.2013 г.

Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»

(с изменениями на 20 мая 2021 г.)

№ 28-ОЗ

от 23.10.1995 г.

Постановления Правительства Свердловской области

Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда»

(с изменениями на 10 декабря 2020 года)

№ 23-ПП

от 22.01.2014 г.

Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»

№ 270-ПП

от 23.04.2020 г.

Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, по очной форме обучения за счет средств областного бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих»

№ 872-ПП

от 27.11.2020 г.

Постановления правительства Свердловской области «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года»

(с изменениями от 12.2019 года)

№ 919-ПП

от 29.12.2016 г.

Приказы Министерства образования Свердловской области

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в приказ Министерства общего профессионального образования Свердловской области от 30.07.2018 г. № 362-Д «О создании служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области»

№ 42-Д

от 14.01.2020 г.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Правительство Свердловской области «О внесении изменений в составы центральной и территориальной ПМПК в государственных учреждениях Свердловской области, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области  

№ 204-И

от 01.09.2020 г.


Хаванова Олеся Валериевна,

социальный педагог детского сада № 7 «Лесная сказка»

МАДОУ детский сад «Росинка»

г. Новоуральск, Свердловская обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...