«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
рабочая программа

Маслобойникова Анна Геннадьевна

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

от «__» августа 2022 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

МБДОУ «Детский сад №2

«Россияночка»

__________ О.М. Полушкина

Приказ № ______от ________г.

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Автор-составитель:

Маслобойникова А.Г.

воспитатель

Смоленск

2022г.

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание.

Данные факты обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.

Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера):

  • Эмоциональная депривация.
  • Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год).
  • Отсутствие эмоционально-положительного общения.
  • Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации.
  • «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых.
  • Двуязычие в семье.
  • Психические травмы.
  • Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.)

Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.

Особенности семьи ребенка с ТНР:

  • Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
  • Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.
  • Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
  • Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.
  • Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
  • Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).
  • Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

Особенности взаимодействия педагога с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии, Мурманский государственный педагогический университет).

Понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение семьи»

Только 48 % респондентов сформулировали определение, остальные вопрос проигнорировали

«Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям?»

62% - «не всегда»

36% - «да, являются»

2% - не дали ответа

«Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?»

50% - проигнорировали вопрос

42% - констатировали наличие трудностей

8% - затруднений нет

Типичные проблемы:

30% - низкая мотивация родителей (общая пассивность, чрезмерная занятость, отсутствие принятия проблем ребенка, отказ от сотрудничества)

6% - организационными затруднениями («Трудности в подборе конкретного лаконичного материала», «Не всегда получается реализовать указанные мероприятия в конкретные сроки»)

2% - недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей («Не всегда родители правильно воспринимают информацию педагога»).

8% - Отсутствие проблем («Проблемы не возникают, так как психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов в рамках «Школы эффективного родителя»).

Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов

Названы традиционные формы работы

96% - устные консультации

90% - родительские собрания

84% - беседы и информационные стенды

60% - открытые занятия

Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков»

Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей

67% - тетрадь для домашних занятий

57% - устные консультации

50% - беседа

40% - родительское собрание

36% - информационный стенд

28% - открытое занятие

«Активность родителей в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать»

20% - «открытость» коррекционно-развивающего процесса («Проводить совместные занятия; приглашать на индивидуальные занятия; консультировать (давать информацию в полном объеме на доступном языке)»;

4% - финансовая ответственность родителей («Ввести оплату за посещение логопедической группы, учитывающую степень тяжести речевого нарушения у ребенка»);

2% - предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем («Чаще напоминать родителям о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка в дальнейшей жизни»;

2% - используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор («Само стимулирование родителей выражается в результативности работы, в видимом результате.Для родителей это – наилучшая стимуляция»)

16% дали недифференцированные ответы

«Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?»

80% - взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия)

44% - с музыкальным руководителем

40% - с педагогом-психологом

24% - инструктором по физическому воспитанию

Обязательные документы

90% - «План работы на учебный год»

86% - по своей инициативе разрабатывают также перспективный план взаимодействия с родителями

Таким образом, проведенное анкетирование показало, что многие практикующие логопеды недостаточно мотивированы, ищут причину возникающих проблем в условиях семейного воспитания, упуская аспект критического анализа собственной профессиональной деятельности, смутно представляют себе направления работы с семьей, испытывают затруднения при организации этой работы. Есть качественные различия в ответах логопедов, работающих в ДОУ и реабилитационных центрах, поскольку в последних специалисты имеют возможность регулярно лично общаться с родителями воспитанников, оперативно разрешать возникающие проблемы во взаимодействии, что затруднительно при стандартном графике работы логопеда детского сада.

Основные положения «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.

Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение); систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.

Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).

Взаимодействие логопеда с родителями является наиболее важной составляющей в связи с профилем основного нарушения. Поэтому перечень основных программных мероприятий реализуется во взаимодействии логопед – семья. Ведущим специалистом, курирующим реализацию программы, является логопед.

Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

  • Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
  • Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
  • Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
  • Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях
  • Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

Этапы (основное содержание):

1. Подготовительный этап:

  • Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов.
  • Знакомство с родителями,представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей,презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части.

2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.

3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.

Программные мероприятия основного этап по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:

Базовая часть.

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных

Родительские собрания

Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов

«Шоковая анкета» (примеры вопросов:«Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому»)

Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары)

Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей

«Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее)

Круглые столы, вечера вопросов и ответов, встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед.работники, воспитатель, другие специалисты)

Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические).

Открытые занятия

Еженедельные задания (тетрадь домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры)

Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей)

Просмотр индивидуальной тетради детей

Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей)

Семейная гостинная(логопед-родитель-ребенок)

Логопедические утренники и праздники

Вариативная часть.

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь)

Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы)

Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам

Интернет-общение

Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения)

Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания).

Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения)

Индивидуальные практикумы

Семейные клубы

Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка

Посещение семьи

Школа молодой семьи

Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми

Дни открытых дверей

Видеотека (видео, презентации занятий, консультаций, практикумов)

Выпуск газет для родителей и детей

Страничка логопеда на сайте ДОУ

Выставка литературы, мини-библиотеки

Заключение:

В реализации программы рассчитывается получить следующие результаты:

  • Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
  • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
  • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
  • Создание единого речевого пространства развития ребенка.

Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Координация двух социальных институтов – семьи и детского сада в вопросах развития ребенка способствует оздоровлению и укреплению семьи, расширяет границы образовательного пространства. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

План работы при сопровождении ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данный план представляет собой мини-программу для ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Разработка удобна тем, что представлена в виде таблицы, где прописаны основные напр...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возрас...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы:     Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...