ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
статья по коррекционной педагогике

Амелина Ольга Михайловна

О.М. Амелина  учитель-дефектолог,

ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

 г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.

olga.amelina.87@mail.ru

      Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.

    Ключевые слова: формирование, математические представления, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные дидактические пособия.

 

     Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

    В основе познания дошкольниками с ОВЗ качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и т.д.). В процессе продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине и количестве их пространственном расположении. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ опираюсь на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой) и одновременно развиваю их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и т.д.) и усвоения систем сенсорных эталонов (например, геометрические фигуры).

    Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития ребенка с ОВЗ. Учитывая незначительный опыт детей с ОВЗ, обучение идет преимущественно индивидуальным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.

    В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

                        1 пособие «Геометрические фигуры».

Цели:

- формирование знаний о геометрических фигурах и основных цветах;

- формирование способа наложения предметов к их изображениям на поле;

- соотнесение предметов с контуром;

- учить накладывать предметы один на один.

     Чтобы познакомить ребенка с геометрическими фигурами, сначала показываю фигуру и называю ее. Несколько раз обвожу указательным пальцем контур фигуры, привлекая ребенка к совместному действию. Ребенок следит за движением руки взрослого, а потом сам «обводит» и называет фигуру. Затем учу соотносить геометрические фигуры с контуром (формой).  Далее добавляю основные цвета. Ребенку предлагается сначала выбрать фигуры только красного цвета и соотнести их с контуром фигур. Затем добавляются другие цвета. В итоге ребенок сможет по речевой инструкции соотносить цвет и форму геометрических фигур (возьми красный круг, зеленый квадрат, желтый треугольник и т.д.).

                                  2 пособие «Числовая гусеница».

Цели:

- развивать навык счета (порядковый и обратный);

- закреплять названия и изображения цифр первого десятка;

- учить называть соседей числа.

    С помощью этого пособия ребенок выкладывая цифры в ряд, тактильно  и зрительно запоминает  графическое изображение цифр. Педагог в этот момент называет  цифру, и ребенок на слух запоминает ее название. Сразу развиваются три анализатора. Когда ребенок изучит все цифры, закрепляется порядковый и обратный  счет.  А так же это пособие удобно использовать, при изучении соседей числа

                                  3 пособие «Умные машинки»

Цели:

-  формирование навыка счета;

- формирование знаний о выделении итогового числа;

- формирование целостного восприятия предмета.

    Вначале нужно сосчитать точки на одной половинке машины, назвать итоговое число, а затем соединить с нужной цифрой. Если ребенок посчитал и соединил половинки с нужной цифрой, то получится машинка. Если ребенок не правильно сосчитал и взял не правильную цифру, то машина не получится и ребенок легко поймет, что сделал не верно. Когда машинки целые, можно выложить их по порядку от 1 до 10, также использовать обратный счет.                        

                                     4 пособие «Часы».

     Пособие «Часы» я использую для формирования тех же знаний, что и с пособием «Умные машинки». Пособие представляет собой циферблат с цифрами от 1 до 10. Задания могут быть разными:

- Посчитай (прямой и обратный счет);

- найди цифру (поворачивая стрелку, ребенок показывает правильный ответ);

- посчитай сколько предметов (ребенок считает и называет итоговое число, далее итоговое число соотносится с цифрой).

                                           5 пособие «Полянки».

Цели:

- соотнесение цифр с контуром;

- Формирование навыка счета;

- Учить группировать предметы по определенному признаку (цвет, форма, величина).

- формирование понятия, что каждое число обозначает определенное количество предметов.

     Данное пособие многофункциональное. С его помощью можно  формировать,  развивать, и закреплять разные цели. Сначала ребенок учится соотносить цифру с контуром. Тактильно ощупываем контурное изображение цифры, затем накладываем ее на контур. Жираф на полянке служит для соотнесения цифры с количеством предметов. Являясь тактильной и зрительной подсказкой (1 жираф – цифра 1, 1 предмет; 2 жирафа – цифра 2, 2 предмета и т.д.). Далее ребенку предлагаются различные предметы, которые необходимо с начало сгруппировать по определенному признаку. Затем каждую группу предметов нужно посчитать и выделить итоговое число. После выделения итога предметы нужно разместить на полянках с соответствующей цифрой.                                                      

    Используя эти нетрадиционные дидактические пособия в своей работе, я пришла к выводу, что у дошкольников со сложной структурой дефекта прослеживается положительная динамика усвоения элементарных математических представлений.

                                             Список литературы:

1.      Александрова О.В. Математика для малышей.  М.: Эксмо,2012. 64с.

2.      Володина Н.В. Знакомлюсь с математикой. Москва Изд-во  ГНОМ 2016. 47с.

3.      Засим В.Н. Программа занятий по формированию элементарных математических представлений у детей, имеющих разные возможности развития. КРАСНОЯРСК 2001. 28с.

4.      Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Снтез,2008. 136с.

5.      Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 88с.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto.docx515.15 КБ

Предварительный просмотр:

F:\DCIM\100CANON\IMG_5736.JPGF:\DCIM\100CANON\IMG_5752.JPGF:\DCIM\100CANON\IMG_5738.JPGF:\DCIM\100CANON\IMG_5747.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...