Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет)
материал по коррекционной педагогике

Самойленко Виктория Владимировна

   Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.

   Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения,  адекватных возможностям  ребенка.

   Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛОГОПДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ОТ 2 ДО 15 лет)

                                                                                                                                         Составитель:  Самойленко В. В.

                                                                                                                                                                 учитель – логопед

                                                                                                                                                               МБДОУ д/с № 64

г. Таганрог

2019г.

Пояснительная записка

   Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.

   Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения,  адекватных возможностям  ребенка.

   Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.

Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.

Задачи:

·        определение уровня речевого развития ребенка;

·       разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений;

·       определение адекватных условий обучения ребенка.

   Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-    разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:

·       принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

·       обследование рационально проводить от общего к частному;

·       внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);

·       от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным (исходя из данного принципа,  в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);

·       последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).

   При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

·       предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;

·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

·       предъявление заданий в  игровой форме;

·       экономичность предъявляемого материала;

·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

·       учет работоспособности ребенка;

·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

   В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:

·     наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;

·     доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

·     своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;

·     исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;

·     возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

Логопедическое обследование детей от 2 до 15 лет

п/п

Компоненты  речи и цель их обследования

Возрастные категории детей

Младший дошкольный возраст 2 – 4 года

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

Младший школьный возраст 1 – 4 классы

Средний школьный возраст 5 – 9 классы

Методическое обеспечение логопедического обследования

1.

Связная речь

Выявить уровень сформированности связной речи ребенка

- «Расскажи стишок». Выясняется уровень развития связной речи;

- беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);

- рассказ знакомой сказки по опорным картинкам

- составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;

- составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;

- составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок

- составление рассказа – описания по памяти;

- составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок

- беседа с ребенком;

- пересказ прочитанного рассказа

2.

Понимание речи

(речевой инструкции)

Выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком

- «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);

- «Понимание слов» - ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет  («Покажи куклу, мяч, чашку» и др.);

- выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»);

- «Слушаем рассказ» - выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа

- показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;

- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания»

- выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);

- понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между). Ребенку предлагается выполнить инструкцию типа: Положи карандаш под книгу.

- понимание падежных окончаний. Инструкция: « Покажи ручкой тетрадь. Покажи линейкой ручку».

- понимание логико – грамматических конструкций;

- понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы

3.

Словарный запас

Выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи

- выясняется состояние предметного словаря по темам:  «Игрушки»,  «Одежда», «Наше тело », игра «Что это такое?»;

- обследуется состояние глагольного словаря; - называние слов-действий (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает, игра «Что делает?»);

- «Чье это?» - проверяется умение ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами;

- проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Набор разноцветных: красный, желтый, синий, зеленый, больших и маленьких кружков (мячей).

- работа с набором картинного материала:  изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных;  изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);

- называние предмета по описанию;

- употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;

- употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- называние предмета по описанию;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ прочитанного рассказа

4.

Грамматический строй

Установить состояние сформированности грамматического строя речи

- «Расскажи» - ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;

- «У кого кто?» - ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.

- составление предложений из слов в начальной форме;

- добавление предлогов в предложение;

- «Назови ласково» -образование уменьшительной формы существительных;

- образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;

- употребление предлогов ребенком

- выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;

- употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы. Например: Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Кого девочка увидела? (Маму, подругу.)

- употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи: ответы на вопросы типа: «Где лежит карандаш? Откуда ты взял карандаш?»; составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;

- согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных   предметов – пять яблок, два дома, три дерева и др.;

- образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот

5.

Звукопроизношение

Слоговая структура слов

Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов

- «Назови, что нарисовано на каждой картинке» -

при обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».

- «Повтори за мной» - выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова.

- ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;

- повторение слов за логопедом;

- изолированное воспроизведение звука;

- повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

- повторение одного - двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

6.

Фонематический слух

Выявление умения дифференцировать звуки речи

- «Покажи, кто как голос падает». Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний (с опорой на предметную картинку);

- «Дай картинку» - выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

- определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;

- повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);

- дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;

- придумать слова с определенным звуком;

- отобрать картинки с заданным звуком

7.

Письмо

Выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради

Выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи

Выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)

- соединить две – три точки;

- обвести клетку на листе бумаги в клетку;

- написать печатные буквы А, П, М по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);

- выделить строку и провести карандашом по всей её длине;

- повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;

- выделить первый и последующий звуки в слове;

- сложить из разрезной азбуки слова типа: рама, дом, мак и др. (если ребенок знает буквы)

- анализ письменных работ ребенка;

- анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;

- анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);

- пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.

8.

Чтение

Определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок.

Выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении

- проверка знания букв;

- проверка умения чтения слогов, слов

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- чтение слогов;

- чтение отдельных букв;

- пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- пересказ прочитанного текста (повтор  прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

9.

Артикуляционный аппарат

Выявление возможных аномалий строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)

 - осмотр ротовой полости;

- ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба

Литература:

1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис Пресс, 2005.

2. Методы обследования речи детей /Под редакцией Чиркиной Г. В. – М.: Аркти, 2010.

3. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.

4. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет...

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...