Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей детей 5 – 6 лет «Страна понимания» Автор: Тырина А.И.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данный цикл занятий построен в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.1_kommunikatsiya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей

 детей 5 – 6 лет «Страна понимания»

Автор: Тырина А.И.  

Данный цикл занятий построен в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения.

Задачи:

1. Обеспечение чувства психологической защищённости.

2. Обеспечение чувства доверия к миру.

3. Формирование умения получать радость от общения.

4. Формирование базиса личностной культуры (воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других).

5. Развитие эмпатии (воспитывать желание и готовность помогать другим людям).

6. Развитие собственной индивидуальности (через самовыражение и творчество).

Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители (законные представители)

Методические приёмы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания.

2. Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.

3. Рисование.

4. Проигрывание психогимнастических упражнений.

Тренинг рассчитан на 8 занятий по 30 – 40 минут.

Занятие 1. Разные люди.

Цель: развитие внимания к окружающим людям.

1. Давайте знакомиться. (Позволяет привыкнуть друг к другу. Называние своего имени).

2. Снежный ком.

3. Давайте поздороваемся. (Упражнение продолжает знакомство. В начале говориться о разных способах приветствия: плечом, спиной, щекой, носом, рукой…).

4. Встаньте те, кто … (Упражнение направленно на развитие внимания, наблюдательности) – любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет младшую сестру.

5. Опиши друга. (Развитие внимательности и умения описывать то, что видел.). Упражнение выполняется в парах одновременно всеми.

6. Что изменилось? (Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения). Можно меняться местами или игрушками в руках.

7. Прощание. Единая процедура прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга, содержит в себе взаимодействие (похлопать по плечу, рукопожатие, встать в круг и положить руки на плечи, покачаться.).

Занятие 2. Понимаю других – понимаю себя.

Цель: развитие умения слушать собеседника, наблюдательность и внимания к чувствам другого.

  1. Давайте поздороваемся.

2. Как ты себя чувствуешь? (Развитие внимательности, эмпатии). Каждый пытается угадать, как чувствует себя сосед (спокойно, уверенно, тревожно, уютно). Расскажи о своём настроении (нарисуй цвет, изобрази в движении).

3. Подарок на всех. (Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор). Загадай желание, оторвав лепесток:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели:

Чтобы …

4. Портрет лучшего друга. (Развитие анализа и самоанализа).

Кого ты считаешь своим другом?

Какие качества у хорошего друга?

Что надо делать, чтобы стать лучшим другом?

В ходе беседы формулируем правила радостного общения:

- помогать друзьям;

- делись с ними, учись играть и заниматься вместе;

- останови друга, если он делает что-то плохое;

- не ссорься по пустякам, играй дружно;

- учись радоваться успехам друга;

- если поступил плохо сам, извинись, не бойся;

- спокойно принимай помощь ребят.

5. Прощание.

Занятие 3. Волшебные средства понимания.

Цель: знакомство с интонацией речи. Развитие внимательности ко всем детям.

1. Давайте поздороваемся.

2. Руки знакомятся, ссорятся, мирятся. (Соотнесение человека и его тактильного образа. Развитие умения выражать свои чувства через прикосновения). Упражнение выполняется в парах. Обсуждение: какие чувства возникали в ходе упражнения, что больше понравилось.

3. Узнай, кто тебя позвал: по голосу, по рукам. (Соотнесение человека и его образа. Развитие эмпатии).

4. Интонация: знакомство с понятием. Предлагается поочерёдно повторить с различными чувствами, с разной интонацией фразы: пойдём играть, дай мне игрушку и т.д.

5. Волшебные средства понимания: улыбка, контакт глаз, ласковый голос, мягкие жесты, вежливые слова.

6. Прощание.

Занятие 4. Мимика.

Цель: знакомство с выражение лица, развитие внимания, сочувствия.

1. Давайте поздороваемся.

2. Как можно узнать о настроении человека? (по лицу). Какие выражения лица знаете? О чём они говорят?

3. Лица (радость, удивление, интерес, гнев, злость, страх, стыд, отвращение).

4. Маски (умение пользоваться мимикой для выражения своих эмоций).

5. Нарисуй доброе животное.

6. Прощание.

Занятие 5. Пантомимика.

Цель: знакомство с понятием жеста. Развитие внимательности ко всем детям.

1. Давайте поздороваемся.

2. Какие жесты мы знаем (поздороваться, позвать, попрощаться).

3. Волшебные заросли. (Развивать умения добиться своего приемлемыми способами).

4. Соберитесь вместе. (Развивать умения понимать друг друга). Найти парные картинки с изображением зверей и предметов, не пользуясь словами.

5. Ролевое проигрывание ситуаций. Изобрази радость, грусть.

6. Прощание.

Занятие 6. Ты мой друг и я твой друг.

Цель: развитие бережного отношения к людям, умение учитывать интересы других.

1. Давайте поздороваемся.

2. Художник слова. Развитие способности описывать наблюдаемое, использовать необидные слова, расширять активный и пассивный словарный запас детей.) Каждый ребёнок начинает рисовать словесный портрет, не называя имени задуманного.

3. Вежливые слова. (Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами). Игра с мячом в кругу.

4. Паровозик. (Развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения.).

5. Прощание.

Занятие 7. Я тебя понимаю.

Цель: развитие умения выражать своё настроение и чувствовать состояние другого.

1. Давайте поздороваемся.

2. Настроение. (Развитие ассоциативного мышления, эмпатии, умения описывать своё настроение). Собрать ромашку настроений.

3. Школа улыбок. (Развитие понимания собеседника).

4. Прощание.

Занятие 8. Если бы я был волшебником.

Цель: развитие непосредственности, творческого воображения.

1. Давайте поздороваемся.

2. Я хороший, я плохой.

3. Коллективное сочинение сказки. (Развитие навыков групповой работы).

4. Прощание.

Предполагаемый результат реализации цикла занятий по развитию коммуникативных способностей детей

  1. Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
  2. Преобладание положительных эмоций;
  3. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
  4. Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  5. Повышение уверенности в своих силах, сплоченность коллектива;
  6. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Психологический результат:

  1. Благоприятный психологический климат;
  2. Опыт взаимодействия в коллективе;
  3. Позитивные отношения между детьми.

Список литературы:

  1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2003.
  4.  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  6.  Дубровина И.В. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  7.  Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
  9.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.: Генезис, 2000.
  10. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  11.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество Россия, 2000.
  12.  Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....

Открытое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну Понимания"

Цель занятия -  формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....

Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в подготовительной к школе группе «Волшебный клубок понимания»

Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи: словоизменение. "Понимание значения приставок:на-, по-, вы- на материале приставочных глаголов"

Цель: научить ребёнка понимать и использовать в речи приставочные глаголы.Задачи:- закрепить в речи ребёнка семантическое значение глаголов;- учить составлять предложение по опрным картинкам, использу...

Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие в Страну математики» Автор: Рябикова Виктория Валерьевна, воспитатель Место работы: МБДОУ №5 " Сказка" г. Поронайск

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие в Страну математики»Автор: Рябикова Виктория Валерьевна, воспитательМесто работы: МБДОУ №5 " Сказка" г. П...