Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikly_zanyatiy.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

ЗАНЯТИЕ № 1

1 – этап

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам психолог предлагает по очереди назвать имя сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч. Психолог также называет себя.

Игра «Клубочек имен». Психолог говорит детям, что у него в руках волшебный клубочек, который он передаёт соседу слева, продолжая держать ниточку. И так каждый передает клубочек пока он не вернется обратно. Передавая клубочек, нужно назвать свое имя.

         Игра «Переходы». – снимает первоначальную настороженность. Игра выявляет исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли. Психолог предлагает играющим собраться в группы по цвету волос (цвету глаз, по росту и пр.).

Затем психолог предлагает игру «Дотронься до…»

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы.

Ход игры: по сигналу психолога участники находят в одежде друг друга определенный цвет и дотрагиваются до него пальцем. Взрослый напоминает играющим о контроле за силой прикосновения.

Дети рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Во что мы сегодня играли? Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

Игра: «Кто позвал » - встать в круг. Водящий становится в центр круга и завязывает глаза. Он должен угадать того, кто позовет его по имени.

Итог занятия: психолог высказывает свое мнение о занятии, что было приятно познакомиться и узнать имена детей. Все дети были приветливы и внимательны друг к другу.

ЗАНЯТИЕ № 2

1 – этап

Игра-приветствие «Ласковое имя».

Игра «Делай как я». Ход игры: каждый из детей должен назвать себя по имени и при этом выполнить какое-то движение или действие.следующий участник должен повторить движение предыдущего участника и показать свое другое движение.

Беседа «Мы разные?». Психолог смотрит на детей и говорит, что у всех есть глаза, уши, руки, ноги и пр. и спрашивает: «Дети, так вы все одинаковые?». Затем просит детей доказать, что все-таки все люди разные.

Конкурс «Хвастунов»

Ход: устраивается конкурс «хвастунов». Бросается мяч, тот у кого окажется мяч, должен хвастаться тем, что умеет делать.  

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Пересядьте те, кто…». Психолог делает акцент на том, что все люди разные. Затем дает задание: «Пересядьте те, кто любит мороженое… Плавать в реке… Ложиться спать во время…. Убирать игрушки…».

Упражнение «Я хочу подружиться…». Психолог описывает одного из детей, не называя его по имени. А дети должны отгадать о ком идет речь.

Заключительная часть. Подведение итога. Вопросы психолога. Прощание психолога с детьми. Тогда, когда возникла групповая структура, можно переходить к следующему этапу.

ЗАНЯТИЕ № 3

1 этап

Игра-приветствие «Назови ласково по имени соседа справа»        

Психолог приветствует детей: каждого и всех вместе. Говорит о том, что ему приятно, что они пришли на занятие. Сообщает тему занятия. Дети садятся полукругом возле психолога.

Рассматривание фотографий и рисунков. Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением веселых и грустных детей.

Беседа по пиктограммам «Радость», «Грусть». Психолог задает детям вопрос, как можно по лицу узнать радостного и грустного человека. Что чувствует грустный человек? Радостный? Затем предлагает упражнение «Закончи предложение». Когда я радуюсь, я… Когда мне грустно, я…

Игра «Будь внимателен». Ход игры: дети берут пиктограммы грусти и радости. Психолог читает стихотворение, а дети должны показывать нужную пиктограмму.

Упражнение на расслабление: «Поза покоя».

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Рисование своей радости».

Цель: дать возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

Этюд «Тихая – громкая радость». Психолог предлагает детям показать «тихую радость» - вдохнуть и улыбаться – и «громкую радость» - подпрыгнуть, вытянув руки вверх и крикнув «Ура!»

Цель: снятие напряжения и агрессии, ввести ограничения, развивать саморегуляцию, самоконтроль.Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 4

1 – этап

Приветствия детей «Здравствуйте, все!». Сообщение темы занятия.

Игра: «Запомни движение».

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Ход: Дети повторяют движения рук и ног за психологом (ведущим). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют в обратном порядке.

Игра: «Море волнуется».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход: водящий предлагает игрокам на счет три замереть в определенном эмоциональном состоянии. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполнил задание, становится на его место.

Беседа «Какие чувства помогают или мешают общаться?». Психолог показывает детям пиктограммы различных эмоциональных состояний, предлагает подумать, какие состояния помогают общению, а какие мешают и почему. Дети при этом должны вспомнить, как можно изменить эмоциональное состояние другого человека.

Рисование «Наши чувства». Психолог раздает воспитанникам контурные иллюстрации с изображением различных эмоциональных состояний, цветные карандаши или фломастеры. Просит раскрасить эти иллюстрации разным цветом в зависимости от характера изображения: положительные состояния -  красным. Желтым, отрицательные – фиолетовым, темно-синим.

Итог занятия. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ № 1

2 – этап

Приветствие детей «Улыбка». Познакомить с темой занятия.

Беседа о правилах поведения на занятиях. 1 правило «Приветствие с улыбкой», 2. «Обращение друг к другу по имени», 3. «Говорите спокойно, вежливо, глядя в глаза», 4. «Не бегать во время занятий, не драться, не мешать другим», 5. «Внимательно слушать; говорит тот, у кого мяч», 6. «Прощание».

Игра «Подарок». Ход: дети встают в круг. Название самого подарка называть вслух нельзя, его нужно показывать руками. Остальные отгадывают. Например, Маша, я хочу тебе подарить…

Игра «Спина к спине». Ход: дети выбирают себе пару и становятся спиной друг к другу. Психолог просит их поприветствовать друг друга, спросить о чем-нибудь. Затем психолог спрашивает детей, удобно ли им было приветствовать друг друга.

Игра на внимание. Дети становятся парами друг за другом. Впередистоящий – машина, сзади – водитель. Водитель управляет машиной. Когда психолог произносит «зеленый цвет» - машина быстро едет, «желтый» - медленно, «красный» - стоит. Затем пары меняются.

Игра «Говорит тот, у кого мяч».

Игра «Кто кем будет?». Ход: психолог кидает каждому из детей мяч называя слово и просит сказать, в кого или во что превратится названный предмет. Например, яйцо (курица) и пр.

Подведение итога занятия, высказывания детей. Церемония прощания.        

ЗАНЯТИЕ № 2

2 – этап

Приветствие «Передай мяч».

Психолог приветствует детей всех по очереди и всех вместе. Объясняет, чем дети будут заниматься на этом занятии.

Дети садятся полукругом возле психолога.

Игра «Найди пару». Ход: Каждый ребенок берет половинку картинки и, пока звучит музык, находит себе пару- у кого вторая половинка этой картинки.

Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». Ход: «Солнечный зайчик залетел к нам, он хочет поиграть с вами. Зайчик сел на ваш лоб, не спугните его, а нежно погладьте. Зайчик перебрался на ваши щеки, шею. А теперь зайчик у вас в ладошках, осторожно, не спугните его. Давайте его отпустим, дети!»

Игра: «Те, кто» Вот мы и познакомились. А чтобы нам еще лучше узнать друг друга, ваши любимые дела, вещи и много-много чего еще сделаем необычную зарядку. Я буду называть движение, и говорить кто будет его выполнять. А если это не про вас - просто стойте. Начинаем!

1.Руки вперед те, кому 6 лет.

2.Присядут те, у кого есть брат или сестра.

3.Подпрыгнут те, кто умеет читать

4.Руки в стороны те, кто любит мороженое.

5.Руки на пояс те, кто умеет кататься на роликах и т.п. различные варианты.

Рекомендации: Обращать внимание детей на то, чтобы они старались не повторять друг за другом. Бывает, что ребенок, не умеющий, например, читать, стесняется это показать и выполняет движение вместе со всеми. Правило: Если ты действительно что-то не любишь или не умеешь: говори как есть, это не стыдно.

Рисование своего настроения.

Игра «Азбука эмоций». Ход: дети ищут картинки с одинаковым настроением.

Вопросы психолога. Дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений. Прощание с детьми.

ЗАНЯТИЕ № 3

2– этап

Приветствие «Изобрази» (сказочного персонажа с помощью жестов, мимики). Сообщение темы занятия.

1. Игра «Зеркало». Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям. Ход: Дети разбиваются на пары по желанию, один из них исполняет роль зеркала. Зеркало отражает действия партнера по игре: причесывается, чистит зубы. Умывается, грустит, улыбается, как он.

Игра «Запоминай-ка » - развитие памяти.

«Семейный портрет».

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход: В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

Игра: «Ниточка и иголочка».

Ход: взрослый – иголочка, дети – ниточка. Дети берутся за оуки и встают друг за другом, взрослый встает впереди. «Иголочка» ведет за собой «ниточку» по комнате, меняя направление.

Свободное время. (Минута шалости, по сигналу).

Предложить настольные, сюжетно-ролевые игры.

«Хоровод» - дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 4

2 – этап

Приветствие «Назови ласково». Сообщение темы занятия.

Игра «День рождения».

Цель: для сплочения группы детей дается возможность высказывать все обиды, снять разочарование. Ход: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Игра «Путаница».

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разнимая рук у детей.

Игра на внимание  «Четыре стихии». Ход: дети должны выполнять определенные движения, заданные психологом «воздух» - руки вверх, «земля» - руки вдоль тела, «огонь» - махи руками, «вода» - руки перед собой.

Задание «Оживи фигуру». Ход: детям нужно дорисовать недостающие детали и превратить их в какой-то предмет.

 «Минута шалости» – по сигналу.

Игра «Гипнотезер». Ход: дети сидят на стульчиках по кругу. Водящий предлагает встать тому, на кого он посмотрит. Поднявшийся ребенок становится водящим.

 «Хоровод». Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо,  влево.

Беседа с детьми о ходе занятия. Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 5

2– этап

Приветствие «Назови ласково соседа слева». Сообщение темы занятия. (Планирование занятия с детьми).

Беседа о культуре внешнего вида.

Игра «Правильно - неправильно». Ход: психолог называет действие, если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете, если нельзя – топаете.

Игра «Пересядьте те, кто…» Психолог делает акцент на том, что все люди разные. Затем дает задание: «Пересядьте те, кто любит мороженое… Плавать в реке… Ложиться спать во время…. Убирать игрушки…».

Игра на внимание «Времена года». Ход: дети выполняют движения, заданные психологом.

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

Свободное время: предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

 «Хоровод» - по желанию детей.        

Подведение итога занятия. Высказывание детей, что понравилось? Что нет? Кого бы они хотели поблагодарить сегодня за занятие. Почему?

Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 6

2 – этап

Приветствие «Комплимент». Сообщение темы занятия.

Игра «Чунга – Чанга». Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и умение адекватно выразить свое. Ход: Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. С веселой  улыбкой они стали пританцовывать и петь (Музыка В.Шаинского «Чунга – Чанга»).

Чудо – остров, чудо – остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга – Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Игра на внимание «Сугробы, сосульки, снежинки» (сугробы – дети садятся на корточки, сосульки – встают на носочки тянутся вверх, снежинки - кружатся).

Игра «Баба-Яга».

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитатели), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на них? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (разыгрывается 2-3 сценки).

Спортивные игры:

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – хвост. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона становится другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кончается.

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном порядке (линейка, круг, по углам и т.д.)

 «Хоровод». Подведение итога. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ № 7

2 – этап

Приветствие «Волшебная палочка». Сообщение темы занятия.

Ритуал приветствия. Контроль настроения. Разминка «Ливень» (снятие телесных «зажимов»,агрессии) Я расскажу вам о том, как начинается дождь. Повторяйте за мной, и вы увидите, что будет дальше! Сначала, на землю подают первые капли (легонько постукиваем ладонями друг о друга). Но вот капли становятся крупнее (более сильные хлопки), дождь шумит (ладонями трем друг о друга) и вот хлынул настоящий ливень(сильные хлопки, топаем ногами).Постепенно дождь затихает(интенсивность движений уменьшается в обратном порядке) и вот упали последние капли (последние отдельные хлопки) и все затихло и выглянуло солнышко! Играем два раза.

Игра «Ровным кругом» В школе очень часто нужно будет повторять за учителем. А учителю нужно постоянно придумывать что-то интересное. Попробуем и мы? Учитель становится в центр круга, а мы беремся за руки идем вокруг него и поем песенку: «Ровным кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все что (имя водящего) нам покажет, то и будем выполнять!» Водящий должен придумать и показать несколько любых движений, а все как можно точнее повторить. Играем 3-4 раза

Игра « Кто спрятался?» Продолжаем запоминать имена друг друга. Водящий (это будут те, кто не водил прошлый раз) называет имена всех детей и отворачивается. А двое из вас, на кого я молча покажу - убегут и спрячутся. А может быть это будут даже трое. Водящий должен повернуться и назвать имена тех, кто спрятался. Играем 3-4 раза.

Игра «Запутался клубочек» (дети стоят в кругу, взявшись за руки.) мы играем не просто так. Нам нужно стать дружной командой! Если все будут делать все вместе - у нас все получится! Ваша задача сейчас - не расцепляя рук, запутаться. Но так, чтобы никому не было больно. Это игра не на скорость. Запутываться можно медленно. А потом также нужно и распутаться, чтобы никто не расцепил руки. Опять стать кругом. Играем 2-3 раза.

Игра: «Узнай по голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу. Ход: Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра: «Передай по кругу».

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход: Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

Игра «Угадай жест». Ход: дети отгадывают то, что психолог показывает им руками (я устал, грозит пальцем, машет, все хорошо, иди сюда и т.д.)

Задание «Нарисуй эмоцию». Ход: психолог просит нарисовать выражение лица, подходящее к каждой ситуации..

«Хоровод» Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.

Подведение итога занятия. Высказывания детей. Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 8

2 – этап

Приветствие «Встаньте те, кто любит» (мороженое, гулять и т.д.). Планирование

Использование приема «Волшебный микрофон». Цель: умение слушать партнера, не перебивать.

Игра «Назови ласково по имени соседа, сидящего слева».

Этюд «Цветок» (Алябьева Е.А. Психогимнастика. стр.110). (выражение радости и удовольствия). Ход: психолог рассказывает про цветок, а дети повторяют движения в соответствии с текстом. (Проигрывание ситуаций).

Игра «Слушай хлопки». Цель: развивать внимание. Ход: дети слушают количество хлопков  и их силу, а затем должны повторить.

Беседа «Что такое дружба?» Чтение стихотворения М. Пляцковского «Настоящий друг».

Игра «Построй башню». (игра на сотрудничество). Ход: дети произвольно распределяются по парам. Одному завязывают глаза, другой встает рядом. Участникам нужно построить башню из кубиков. Тот кто видит, берет кубики руками партнера и ставит их поочередно друг не друга.

Игра «Я хочу подружиться». Ход: выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Игроку нужно себя узнать, бстро подбежать к водящему, пожать ему руку.

 «Хоровод» - дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Итог занятия. Высказывания детей, Церемония прощания.

ЗАНЯТИЕ № 9

2 – этап

Приветствие «Цветок» (дети называют себя любимым цветком).

Игра «Передача имени по кругу». Цель: снизить тревожность, установление эмоционального контакта.

Этюд  «Жадина». (Алябьева Е.А. Психогимнастика. стр.120). Ход: психолог рассказывает, что когда шла к детям увидела двух бурых медвежат, которые нашли головку сыра и стали спорить, кто ее съест. Беседа о жадности. Цель: Проигрывание ситуаций.

Этюд «Насоси мяч». Ход: дети распределяются по парам. Один играющий – насос, другой – мяч. Насос изображает, как накачивает воздухом мяч, а мяч постепенно надувается. После того, как насос прекращает свою работу, мяч медленно и плавно сдувается (приседает, опускает голову и обхватывает руками колени).

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его. Коррекция эмоциональной сферы.

Разминка «Тактильный образ». Дети разбиваются на пары. Один из пары стоит за спиной другого. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера что-нибудь (дом, солнышко) или букву. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, дети меняются местами. Каждая пара рисует 2-3 раза.

Игра «Не пропусти цветок»

Цель: развитие слухового внимания.

          Коррекция общения.

«Минута шалости» - по сигналу.

«Рисунок по кругу» - дети рассаживаются по кругу на полу, обсуждая тему, обмен мнениями.

 Итог занятия. Церемония прощения.

ЗАНЯТИЕ № 10

3 – этап

Приветствие «Разными способами».

Игра «Поводырь».

Цель: развитие доверия друг к другу. Ход: упражнение в парах. Один – «слепой» другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются местами, можно поменять маршрут.

После игры провести беседу. Что они чувствовали в качестве «слепого», в качестве «поводыря». Было ли им уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.п.

Игра «Комплименты».

Цель: увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Ход: Игра начинается со слов, что у каждого человека есть очень много положительных качеств, просто их надо увидеть. Давайте мы с вами будем говорить, все хорошее, что есть у вас. Мне нравится в тебе …

После упражнения, когда все дети высказывались, желательно обсудить, что чувствовали они, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

«Минута шалости» - по сигналу; – снятие эмоционального напряжения.

Подвижная игра «Подмигалы». Ход: водящий садится на стул перед всеми. Его задача – подмигнуть одному из сидящих игроков. Тот, кому подмигнули, должен быстро перебежать на пустой стул.

Прощание  «Искра». Ход: дети по кругу передают искорку добра и хорошего настроения. Искра в виде пожатия рук с закрытыми словами.

ЗАНЯТИЕ № 11

2– этап

 Приветствия «Тихо - громко».

Игра «Веселый мяч».

Цель: сплоченность группы, действовать согласно правилам.

Ход: Дети встают в круг и под музыку начинают передавать мяч друг со словами:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик –

Гопака танцует нам.

У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует.

 Этюды на выразительность жестов «Тише» (на носочках, показывая жестом «тише», чтобы не проснулись остальные), «Отдай» (ребенок требует отдать игрушку: руки протянуты вперед ладонями к верху), «Сколько звуков» (ведущий несколько раз стучит карандашом по столу,  а ребенок должен на пальцах показать сколько звуков).

Игра «Рыбка». Ход: ведущий изображает одной рукой волну – вытягивает перед собой согнутую в локте руку, а другой рукой –рыбку, которая плывет под водой. Дети – рыбаки – сидят тихо на берегу-ковре. Когда рыбка выпрыгивает из воды, рыбаки должны хлопнуть в ладоши – поймать рыбку.

Гимнастика: Походить как младенец, глубокий старик, лев, обезьянка.

«Хоровод» - дети берутся за руки, смотрят друг на друга – улыбаются.

Подведение итога занятия. Высказывания детей. Благодарят друг друга. Что понравилось, что нет и почему? Кому из детей хочется сказать спасибо другому ребенку.

Церемония прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 12

2 – этап

Приветствие «Эхо» (прохлопать свое имя по слогам).

 Игра «Зеваки». Цель: развивать внимание у детей.

Этюд «Стыд». (Алябьева Е.А. Психогимнастика. стр.143) (Проигрывание ситуаций). Цель: осознание детьми отрицательных черт характера, можно показать модель желательного поведения.

Игра «Через стекло». Цель: развивать умение передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. Ход: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.д.

«Минута шалости» - по сигналу.

Игра «Скажи наоборот».

Игра «Чудесный мешочек» Дети на ощупь угадывают небольшие предметы, которые лежат в мешочке.

Каждому дается в руки предмет, который он отгадал и затем все предметы выкладываются на стол. Дети запоминают их, закрывают глаза. В это время 2-3 предмета прячутся. Дети отгадывают, чего не стало.

Затем, все предметы складываются опять в мешочек. Ведущий, доставая предметы по одному, спрашивает у детей, кто доставал этот предмет из мешочка вначале? («хозяин» предмета молчит). В конце отмечаются дети, с наиболее точной памятью.

Игра «Ручеек». Под музыку дети строятся парами, пара за парой, с поднятыми вверх руками, образуя «коридор». Оставшийся без пары водящий, пробегая по этому коридору, выбирает себе в пару любого из стоящих. Они вдвоем становятся впереди всех пар, также делая из своих рук «ворота». Оставшийся без пары ребенок опять бежит и берет себе кого-нибудь и т.д.

Игра «Да» и «нет» не говорите.

Релаксационное упражнение «Спать хочется». Ход: дети расслабляются и показывают, как будто им хочется спать. Дети зевают, закрывают глаза, приподнимая брови. Голову наклоняют вниз, их руки опущены.

«Цветопись» - выражение своего эмоционального состояния на занятии. «Хоровод» - сплочение.

Подведение итога занятия. Церемония прощания.

ЗАНЯТИЕ № 1

3- этап

Приветствие «Тихо-громко».

Игра «Пошли письмо». Ход: Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене. Сережа начинает передавать «письмо» он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так далее по кругу, пока «письмо» не попадет к Лене. Цель почтальона «перехватить письмо». Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Игра «Узнай друга» Ход: ребенку завязывают глаза. Дают возможность походить о помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.

Игра «Комплимент».

Игра «Кто за кем» (наблюдательность, успокоение).

Гимнастика: нахмуриться как: осенняя туча, рассерженная мама, разъяренный лев. Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

Задание  «Мой самый хороший поступок». Ход: дети рассказывают о своем самом хорошем поступке.

«Хоровод»

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 2

3 – этап

Приветствие «Делай, как я».

Игра «Угадай настроение». Ход: ребенок показывает на своем лице настроение, а другие должны отгадать какое настроение он изображает.

Подвижная игра «Не прослушай свое имя».

Игра на внимание «Четыре стихии»

Игра «Дружная семья». Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов, отразить сложившееся взаимоотношения в игровой группе. Ход: Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует, кто вяжет и т.д. Приятно смотреть на семью, в которой все так  дружно работают. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Свободное время: - для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листке бумаги, который расстилается на полу.

Тема рисования: «Наша дружная группа». Цель: влияние на поведение детей, они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.

«Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

Подведение итога занятия. Высказывания детей. Прощание с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 3

3 –этап

Приветствие «Ласковое имя».

 Игра: «Четыре стихии».Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход: Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «Земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Гимнастика: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

Этюд: «Встреча с другом».

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и  умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.

Ход: Психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето,  и им пришлось расставаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик  по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

Игра «Найди и коснись» В этой игре я предлагаю вам ходить по комнате и касаться руками разных вещей. Смотрите и быстро соображайте, что это может быть. Итак, найдите и коснитесь чего-либо: красного; холодного; теплого; шершавого; гладкого; деревянного; пластмассового; металлического; прямоугольного; маленького; бумажного. и т.п.

Спасибо всем! А теперь посмотрим, сможете ли вы построиться «паровозиком» пока я сосчитаю до 6.? А до5? Отмечается меньшее время за которое дети успели построиться.

Игра «Бывает - не бывает». Сейчас я вас буду обманывать. Если я говорю правду - вы молчите, а если неправду - хлопаете в ладоши. Будьте внимательны!Зимой растут грибы. Кошка боится мышки. Доктор лечит детей. Конфеты сладкие. Снег черный и т.п.

«Хоровод». Подведение итога занятия. Прощание с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 4

3 – этап

Задачи: Развитие способности выражать и понимать эмоции, понимать и принимать свою личность. Заботиться и думать не только о своих желаниях, но и о других людях. Ритуал приветствия. Контроль настроения.

Разминка «Веселая ферма». Ведущий (хозяин фермы) стоит спиной к детям. Несколько детей зовут его голосами разных домашних животных. Он должен отгадать, кто исполнял роль того или иного животного. (играем 2-3 раза)

Игра «Слепой и поводырь»

Дети в парах. Один с завязанными глазами, другой его водит, стараясь, чтобы это было безопасно. Потом меняются. После игры обязательно обсудить, кому как больше понравилось: когда тебя вели или когда ты вел? Отметить детей, которые очень заботливо вели своих партнеров.

Игра «Волшебное кольцо»

Мы заканчиваем наши встречи. И на прощание я принесла вам волшебное колечко. Вы все примерите его! Те, кто наденут его на большой палец, на минутку станут взрослыми, попадут в будущее. Те, кто примерит колечко на средний палец - останутся такими как сейчас, в настоящем времени. И те, кто наденет на мизинец – попадут в прошлое, станут опять маленькими, грудничками в колясочке. Каждому ребенку предоставляется возможность померить кольцо на тот палец, в каком возрасте он хотел бы оказаться.

Тех, кто захотел стать малышами, мы пожалеем, погладим, обнимем все вместе. Те, кто остался в своем возрасте, пожелают нам всем что-нибудь хорошее. А те, кто захотел быть взрослыми, покажут нам движениями свою будущую профессию. Ну а мы попробуем отгадать эту профессию. Спасибо всем! Действие колечка закончилось и мы все вернулись в свое время.

Игра «Комплименты» Дети ,передавая по кругу мяч, говорят хорошие слова друг другу и пожелания. Контроль настроения. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

В условиях реализации ФГОС ДО   особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.От того, как ребенок умеет общать...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Проект "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре"

В.А.Сухомлинский подчеркивал,что "игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающим мире.Игра-это искра зажигающа...

Катотека игр на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников

Данная картотека игр предназначена для воспитателей, родителей, узких специалистов. Целью является повышение уровня коммуникативной культуры у детей, формирование умения регулировать свои поведенчески...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»

Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...