Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
статья (старшая, подготовительная группа)

Разенкова Елена Васильевна

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razenkova_e.v._kommunikativnye_navyki.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Разенкова Е.В., воспитатель

ГБДОУ д/с №32 Московского района

Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС и ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, и поэтому особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формировать у детей коммуникативные навыки и нравственные представления необходимо с помощью игр. Рассмотрим примеры таких игр для детей 5-7 лет.

 «Собери свой цветок». Цель: развить представление детей о нравственных ценностях. Дети составляют цветок из лепестков разного цвета. Количество лепестков зависит от количества качеств, которые, по мнению ребенка, необходимы для жизни (милосердие, щедрость, смелость, послушание и т.д.). Затем дети рассказывают, из каких качеств получился цветок. Таким же образом составляется изображение «Сокровища сердца».

 «Острова». Цель: развить представление детей о моральном выборе. Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но на любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т.д. Пока звучит музыка, вы «плаваете» в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (из бумаги), занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.  

«Светофор». Цель: развить у детей навык морально-нравственной оценки жизненных ситуаций. Воспитатель приводит примеры жизненных ситуаций. Каждый пример заканчивается положительным или негативным поступком героя. Без предварительного коллективного обсуждения дети с помощью «светофора» показывают свое отношение к тем или иным действиям. (карточки красного и зеленого цвета. Красный цвет означает несогласие ребенка с предлагаемым в описываемой ситуации способом решения нравственной проблемы и показывает запрет на такие действия. Зеленый цвет демонстрирует согласие ребенка и открывает дорогу в жизнь подобным поступкам.

«Клеевой ручеёк».  Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.  Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.  Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.  1. Подняться и сойти со стула.  2. Проползти под столом.  3. Обогнуть “широкое озеро”.  4. Пробраться через “дремучий лес”.  5. Спрятаться от диких животных.  Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

 «Слепой и поводырь». Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.  Дети разбиваются на пары: “слепой” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.  По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

«Разговор через стекло». Цель: развить умение мимику и жесты.  Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.  

 «Поварята».  Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать.  Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.  Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! Вот это наша большая кастрюля (на полу выложен из верёвки круг). Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.). А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле»). Вот какой получился компот!  Аналогично можно играть «Сварим вкусный суп».

«Рвакля». Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.  Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

Этюд «Капризуля». Дети имитируют капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки губ опущены, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется лёгким движением обоими плечами поочерёдно вперёд и назад.

  Этюд «Солнышко».  Этюд имитирует хорошее настроение. Воспитатель предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют солнышко. Воспитатель сопровождает действия детей словами: «Мы рады тебе, солнышко, мы рады тебе, ясный день!»

  Этюд «Гроза».  Этюд имитирует чувство страха. Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы огораживают от лица страшное зрелище. Воспитатель говорит: «За окном гроза, хлещет дождь, сверкает молния, грозно гремит гром. Ребёнок один дома и ему очень страшно».   

Разнообразие перечисленных выше игр демонстрирует, что можно и нужно шире использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений, этюдов для формирования коммуникативных навыков у дошкольников.

      Литература

  1. Новиков А.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. М.: Смысл, 2010. 34 с.
  2. Павленко Т. Почему они конфликтуют? Возрастные особенности развития коммуникативных действий // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С. 72-77.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....

Физическое воспитание дошкольников: требования ФГОС и их реализация в ДОО

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образ...

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации меж...