Физическое воспитание дошкольников: требования ФГОС и их реализация в ДОО
статья по физкультуре

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.

Целью физического воспитания детей является приобретение ими опыта в двигательной сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

 · достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

· создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

· формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля и метание, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

· формирование широкого круга игровых действий;

· развитие физических (двигательных) качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие;

· содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

· формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

· воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Порфирьева Анастасия Юрьевна

Инструктор-методист бассейна

ГБДОУ №95 Фрунзенского района

«Физическое воспитание дошкольников: требования ФГОС и их реализация в ДОО»

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.

Целью физического воспитания детей является приобретение ими опыта в двигательной сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

  достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

 создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

 формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля и метание, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

 формирование широкого круга игровых действий;

 развитие физических (двигательных) качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие;

 содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

 формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

 воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

При организации двигательной активности детей используются разнообразные методы:

 наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

 словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении;

  практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях;

 игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы;

 соревновательный метод, используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

 Важными при организации двигательной активности детей являются использованные при работе приёмы. Наглядные методические приемы:

 зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий – слайд - программ, иллюстраций, фотографий, схем, картин и т. п.;

 тактильно-мышечная наглядность, используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса);

   слуховая наглядность, представляет собой звуковую регуляцию движений.

Плавание является эффективным средством для физического развития ребенка. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуются механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детей прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет радость и удовольствие, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги к обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Плавание, купание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Вследствие этого, чем раньше мы приучаем ребенка к воде, учим его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

 Плавательные движения ребенок совершает при поддержке больших мышечных групп рук, ног, туловища, уже довольно отлично развитых к 3-5 годам. Вследствие их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Вследствие этого всестороннего развития мышечной системы детей, занятия плаванием особенно благоприятны.

 Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп поочередно чередуются, и мышцы ребенка работают в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь c моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм.

Например, физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание считается одним из действенных средств лечебной физической культуры, способствуя появлению и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная мышца.

Органы дыхания детей имеют собственные особенности: узость дыхательных путей, нежность и ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное вторжение инфекции в органы дыхания, содействует появлению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, тем более в помещениях.

У детей дошкольного возраста еще мало развит тазовый пояс, лишь только наступает окостенение хрящевой ткани. Вследствие этого излишне резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности невозможно рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают огромную и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым формируются очень хорошие условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения, стопа ребенка часто подвергается деформации, в итоге часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неверным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить плоскостопие.

 В лечебной гимнастике плавание находит все большое обширное использование в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например, сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), a также подвижности суставов и всевозможных детского паралича.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, важная для всякой двигательной работы и всех жизненных проявлений детского организма. Впрочем, усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а что более важно и совершенствованию работы всех систем детского организма.

Организация физического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО позволяет достаточно широко использовать разнообразные методы и приемы, способствует созданию единой системы здоровье сберегающей среды ДОУ на основе современной материально-технической базы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....

Физическое воспитание дошкольников: новые подходы в условиях реализации ФГОС.

В данной статье описывается мой опыт работы с использованием нетрадиционной методики на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте....

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации меж...