Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.
статья (старшая, подготовительная группа)

Куадже Наталья Владимировна

Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. У детей, дошкольного возраста, игра является одной из ведущих форм  социально -  коммуникативного развития. В статье указаны различные виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10_11_12_13_14_15_16_17_18.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Коммуникативный человек – это успешный человек в жизни. Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте. У дошкольника необходимо развивать коммуникативное умение, готовить его к успешности в школе. Любое развитие начинается с формирования умений, переходящих в навыки. Так и развитие коммуникативности у детей дошкольного возраста предусматривает формирования умений вести диалог, находить продуктивное решение в конфликтных «ситуациях» как со сверстниками, так и с взрослыми. 

Дошкольное детство является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. О чём, актуализируется в ФГОС дошкольного образования в образовательной области «социально - коммуникативное». Которое «направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…»

Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми. Коммуникация – это передача и прием знаний, выражение идей и мнений, чувств и оценок происходящего. Главным средством коммуникации служит наша речь. Речь младшего дошкольника напоминает размышление вслух, в 6-7 лет становится возможным настоящий диалог.

Игра является одной из ведущих форм деятельности ребенка. Через игру происходит социально -  коммуникативное развитие дошкольника. Важным элементом любой игры является общение. Она дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой взрослой жизни. В которой дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающим.  У детей 6 – 7 лет значительно расширяется игровой опыт. Им становится доступна вся игровая палитра: сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно – строительные, подвижные. В игре происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями, чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию. Постепенно игра становится интегративоой деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности – речевой, познавательной, художественно – продуктивной и др.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными при выборе сюжета игры или роли служат началом дружбы. В перспективе игра требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей, с учетом интереса каждого участника в этом отношении очень важны длительные игры. У играющих ребят развивается чувство ответственности за общее дело, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь. Самые любимые сюжетно – ролевые игры в моей группе: «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Салон красоты», «Почта», «Школа». Через игру дети познают мир, становятся участниками событий из жизни людей.

         Очень интересны детям и театрализованные игры. Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно, и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Сказки и полюбившиеся герои для ребят становятся образцами для подражания. В нашем детском саду мы планируем театрализованную деятельность в своей программе. Проводится такая работа 1 раз в 2 месяца. Дети 6 – 7 лет сами показывают театр по уже знакомым сказкам. Например, драматизация басни «Стрекоза и муравей», пальчиковый театр «Лисичка со скалочкой», «Теремок», драматизация сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». . Перевоплощаясь, в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные черты, отождествляет себя с образом.

Работа по коммуникативной деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, педагогом-психологом. Для успешной работы создана развивающая предметно-пространственная среда в группе руками воспитателей и родителей. Подобрана картотека игр (например, «Ласковое имя», «Радио», «Смешилки», «Давай поговорим» и др.)

В системе дошкольного образования формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых насущных задач на сегодняшний день. Коммуникативные умения является одной из важнейших условий развития ребёнка, его индивидуализации и социализации формирования личности. Когда эти качества сформированы, ребёнок готов к взаимодействию с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО.»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):….«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив...

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....