Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Подлесных Ксения Евгеньевна

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании и обучении. Немаловажным является формирование и активизация словаря у детей. Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то основная работа в этом направлении будет вестись с использованием игровых технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_marta-okrug.pptx398.39 КБ
Файл rech.docx14.83 КБ
Package icon buklet_seminar.jpg.zip1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные традиционные и инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 933 дошкольное отделение № 5 Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Подготовила : Подлесных К.Е.

Слайд 2

План Сущность понятия «словарная работа», актуальность, основные аспекты развития словаря. Особенности развития и формирования словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ. Содержание и организация словарной работы в системе дошкольного образования

Слайд 3

Роль словарной работы в системе дошкольного образования Способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.

Слайд 4

Задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с задержкой психического развития: Совершенствование лексических и грамматических средств языка; Развитие и совершенствование артикуляторной моторики; Формирование произносительных умений и навыков; Развитие и совершенствование общей и ручной моторики; Развитие слухового внимания, восприятия; Развитие зрительного восприятия, памяти; Развитие ритма; Развитие навыков связной речи.

Слайд 5

Уровни работы по развитию речи Произносительный; Лексический; Синтаксический; Текстовый (уровень связной речи).

Слайд 6

Номинативный словарь (словарь существительных) Существительные, как часть речи с наиболее конкретным значением, появляются в речи детей первыми. Дети 5-6-летнего возраста с нормально развивающейся речью, безусловно, должны правильно называть все изображенные на картинках и окружающие предметы, включая и обобщающие понятия, а так же объяснять что это такое, то есть давать довольно четкие определения Предикативный словарь (глагольный словарь) Усвоение глаголов особенно важно потому, что они делают возможность от простого названия отдельных лиц и предметов перейти к выражению какой-то законченной мысли, к построению предложения. И поскольку ни одно предложение, по сути дела, не обходится без глагола, то очень важно, чтобы в речи ребенка их было вполне достаточное количество. В противном случае он лишается возможности точно выразить свои мысли .

Слайд 7

Атрибутивный словарь (словарь прилагательных) Имена прилагательные, по сравнению с именами существительными, имеют менее конкретное значение, так как они обозначают не сами предметы, а только их признаки. Наблюдения над речью многих детей свидетельствуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. И это касается не только детей с ОВЗ. Даже в младших классах из-за «нехватки слов» дети часто не могут назвать основные признаки хорошо знакомых им предметов или называют их неправильно, неточно.

Слайд 8

Игровые технологии Формирование интереса, мотивации Развитие всех познавательных процессов Самоконтроль собственной речи

Слайд 9

Игровые технологии используют : Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Семья Самостоятельная деятельность детей

Слайд 10

Обогащение словаря новыми словами закрепление и уточнение словаря активизация словаря устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные) Задачи по формированию словаря детей

Слайд 11

Методы обогащения словаря детей дошкольного возраста Первая группа : Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря; Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Вторая группа : Закрепление и активизация словаря

Слайд 12

Направления словарной работы Расширение словаря на основе ознакомления с окружающей действительностью; Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения предмета или явления; Введение слов, обозначающих элементарные понятия.

Слайд 13

Средства словарной работы в ДОУ Чтение художественных произведений. Рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием. Дидактические игры. Словарные упражнения. Лексические упражнения.

Слайд 14

Содержание словарной работы Бытовой словарь: название частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалеты, пищи. Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники). Эмоционально-оценочная лексика: Слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы. Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Слайд 15

Детям с ОВЗ для введения слова в речевую практику необходимо многократное повторение слов и словосочетаний. Копилка дидактических игр, развлечений со словом, созданная специалистами нашего дошкольного отделения, позволяет проводить эту работу интересно и эффективно.

Слайд 16

Пальчиковые игры. Проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной . Сказкотерапия («Конек Горбунок», «Жар-птица» и т.д.) Ниткография Песочная терапия

Слайд 17

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию словаря у детей с ОВЗ Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики ». «Чудесный мешочек» «Что не так?» «Найди по описанию» «Покажи где нарисовано» «Подбери нужное слово» «Кто как голос подает?» «Часть - целое» «Что это?» «Какой?» «Скажи правильно» «Исправь ошибку» «Снежный ком» «Скажи по-другому» «Упрямые дети» «Чей хвост, чья голова?» и т.д.



Предварительный просмотр:

          Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании и обучении.

Почему мы сегодня хотим остановится на развитии словарного запаса? Именно богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка и соответственно показывает его уровень развития в целом.

Практически в каждом образовательном учреждении есть и будут дети, испытывающие трудности в обучении. В нашем комплексе 2 группы с детьми с особыми образовательными потребностями, континентом которых являются дети с ЗПР.

Общее развитие по типу «задержки» проявляется в снижении познавательной активности и как следствие это проявляется в ограничении запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

У детей с ЗПР можно наблюдать как негрубое недоразвитие речи, так и тяжелые нарушения речи. Немного отмечу особенности словарного запаса наших детей:

- преобладание пассивного словаря над активным

- ограниченный запас слов

- часто наблюдается неадекватное употребление ряда слов

- наблюдается недостаточное понимание значений слов

Прослеживаются те же особенности и проблемы, что и у детей с общим недоразвитием речи. Однако в случае с задержкой психического развития обедненность словарного запаса связана с недостаточным развитием познавательных процессов.

Работая с детьми, имеющими ЗПР, мы сталкиваемся с проблемами, связанными в основном с низкой познавательной активностью и мотивацией к обучению. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами важное место в работе мы уделяем игровым технологиям. Не для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно игра является мощным источником, который быстрее и прочнее позволяет скоррегировать и сформировать нарушенные процессы в развитии ребенка.

Игровые технологии в работе с детьми с ЗПР имеют высокое значение:

- во-первых, формируется интерес к обучению, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас, развивается речь в целом.

- во-вторых, у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить.

- ну и, в третьих, игра является мощным развивающим фактором.

Все методы, которые мы используем через игровые приемы, подразделяются на две группы: непосредственное ознакомление с окружающим, опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря и закрепление, и активизация словаря.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Как правило, наши детки попадают к нам на 2-3 года.

Игровые приемы можно использовать во всех видах деятельности, не только на занятиях по развитию речи. А также в трудовой деятельности, творческой деятельности, театрализованных и сюжетно-ролевых играх

Как мы все знаем существует не только слуховая, зрительная память, но и тактильно-двигательная, которая помогает лучшему запоминанию материала. И первый игровой прием, который я отмечу – это пальчиковая игра. Мы подобрали картотеку пальчиковых игр в соответствии с тематическими неделями.

Следующий прием. Лучшему запоминанию и активизации речи являются игровые приемы при заучивании стихотворений. Они могут быть визуальными, двигательными и т.д. Одними из эффективных являются мнемотаблицы. Здесь включается и слуховая, и зрительная память.

Сказкотерапия. Этот метод можно использовать не только как коррекцию эмоциональных нарушений и разрешение личностных, межличностных проблем, но и расширение знаний о мире, накопление и расширение словаря.

Еще одним интересным игровым приемом является ниткография. Формирование словаря тесно связано с развитием представлений об окружающем мире, развитием мелкой моторики пальцев рук. Ниткография также помогает совершенствовать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливая руку к письму.

Песочная терапия. Песок – это не только сенсорное развитие и некого рода релакс. Это еще и прекрасный игровой прием, который представляет собой вербальную и невербальную форму, которую можно использовать в работе с детьми. Здесь можно закреплять пространственные представления, активизировать словарь, сочинять сказки, истории, использовать как комментированное рисование при закреплении, например, признаков весны.

Немаловажными являются коррекционно-развивающие упражнения по расширению и развитию словаря. Это настольные игры, дидактические игры, словесные игры и упражнения (они отличаются от игр отсутствием правил), лексические упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»

Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...

Словарный запас и развитие речи у детей в 4-5 лет

В 4-5 лет дети уже лучше умеют разговаривать. Они могут использовать более длинные предложения и говорить по очереди. Дошкольники могут говорить то, что они думают, рассказывать истории и описывать чу...

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова ....

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...

Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)

Сборник дидактических игр  по развитию речи у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...