Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 116»

 города Магнитогорска

Лебедева Ольга Анатольевна, воспитатель

 

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

«Доскажи слово»

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг…
Ры-ры-ры – у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…

Ре-ре-ре – стоит дом на го…
Ри-ри-ри – на ветках снеги…
Ар-ар-ар – кипит наш самов…
Ры-ры-ры – детей много у го…

«Такой разный дождь»

Рассердилась туча злая,        Дети стучат кулачком о кулачок.

И закапал мелкий дождь.        Быстро ритмично постукива-

ют указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Капля падает за каплей.        Ритмично щелкают пальцами рук.

Сколько набежало слез!        Собирают «слезы» в ладонь.

Дождь сильнее стал, и ветер

Сделал вдруг его косым.        Делают движения ребром ладони сверху вниз по

        диагонали.  

Вправо капли, влево капли,        Диагональные движения ребром

ладони в разные стороны.

Словно всех косой косил.        Имитируют движения косаря.

Ливень туча посылает,        Делают резкое движение рукой вперед.

И стеной вода течет.        Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их

        так, словно опускают занавес.

Где бы спрятаться от ливня?        Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет.     Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.

«Карманов много у меня»

У меня в кармане груша,        Достают из правого «кармана»

воображаемую грушу, показывают ее форму пальцами.

А в другом конфета есть.        Левой рукой достают из «кармана» воображаемую

        конфету, собрав пальцы в щепотку; облизывают губы.

В заднем брючном —        Показывают на задний карман

злая кнопка.        и «колют» себя указательным

пальцем.

Не могу я даже сесть.        Чуть приседают и быстро выпрямляются

А в рубашечном кармашке        Показывают пальцем на карман рубашки.

Маленький лежит платок,        Рисуют указательным пальцем

в воздухе квадрат.

Чтобы нос, лицо и руки        Показывают по очереди.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку        На раскрытую ладонь одной

Из кармана положу.        руки кладут воображаемую монетку, прижав ее

        указательным и средним пальцами другой руки.

- Где орел? А может, решка? —   Подбрасывают воображаемую
  У монетки я спрошу.        монетку на ладони, затем на тыльной стороне кисти.

 «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?  -  4 хлопка,

Погулять нам не даешь.  -     притопы.

Дождик, дождик, полно лить,  -  4 хлопка

Деток, землю, лес мочить.  -  Прыжки на месте.

После дождика на даче  -  Ходьба.

Мы по лужицам поскачем.  - Прыжки "через лужицы"

«Помидоры»

Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Ход игры: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

«Яблонька»

 Цель: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

Веточки на яблоньке  - Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали.  -        Качание опущенных рук вправо-влево.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,  -         Качание рук вперёд-назад

Яблоки о землю

Громко застучали.          Хлопки по коленкам

 «Ай, дуду»

Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,  -   Пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,  -     Имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.  -  Изображают дым

Кошка с мышкой подрались,  -  Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

В одной ямке собрались.   -           Сужение круга в центре, присесть

 «Волк».

Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зубищи,                          выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 «Ты, мороз!»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,  -  Сужение круга

Не показывай свой нос!  -    Расширение круга

Уходи скорей домой,  -        Сужение круга

Стужу уноси с собой.  -        Расширение круга

А мы саночки возьмём - Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,  -   Присели

С горки –Ух!        

 «Как на горке снег».

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,  -  4 хлопка

И под горкой снег, снег.  - 4 шлепка по коленкам

 А под снегом спит медведь,   -7 притопов

Тише, тише, не шуметь.  -   «тс» - показать 4 раза

«Тили-бом!»

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!  -   Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом!  -  3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку –        наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,  -      лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс!        -  на последнее слово - присесть

«Какое время года?»

Цел: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -… (горький).

Летом литья зелёные, а осенью — … (жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка … (узкая).

«Котенька-коток».

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,  -  Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,  -  «Зовут» ручками 

Нашу деточку качать.  -  плавные движения качания

Я тебе коту, коту  -  Шаги по кругу в другую сторону

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полную миску молока.        - Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время

«Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом … (не бывает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"

Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспит...

«Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»

Игры на развитие словаряИгры на формирование грамматического строя речиИгры на развитие связной речиИгры по звуковой культуре речи...

Картотека дидактических по общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических по  общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного  возраста...

Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)

Сборник дидактических игр  по развитию речи у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...