«Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике
Выступление на республиканском семинаре - практикуме
«Инклюзия и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для успешности ребенка в условиях дополнительного образования»
В данной работе рассмотрены проблемы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Выявлена и обоснована необходимость создания в ДОУ условий для успешного сопровождения. Обощается практический опыт использования в ДОУ различных форм сотрудничества с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_respublikanskom_seminare_ddt.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на республиканском семинаре - практикуме
«Инклюзия и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для успешности ребенка в условиях
дополнительного образования»
выступление по теме:
«Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Педагог-психолог
Андреева Любовь Ивановна,
Высшая квалификационная категория
МДОУ детский сад № 2 «Золотая рыбка»
г. Козьмодемьянск
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка.
Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому важно самим взрослым сохранить здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.
Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально - педагогического и психологического сопровождения их семей.
2 слайд
Психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого-медико-педагогического сопровождения родителям детей с особенностями в развитии.
Основная цель ее - повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, формирование адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала.
Необходимо, чтобы психологическая поддержка была непрерывной, комплексной, предъявляющей адекватные требования к личностным качествам педагога- психолога и его квалификации.
3 слайд
Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ решает множество важных задач:
- установление партнерских отношений с семьей, эмоциональной взаимоподдержки;
- повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своим ребенком;
- формирование навыка наблюдения за ребенком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие « победы» своего малыша;
- помощь в усвоении родителями уверенного, доброжелательного, спокойного стиля общения с целью обеспечения ребенку чувства комфортности;
- воспитание потребности у родителей обращаться за квалификационной помощью к специалистам в вопросах коррекции и воспитания « особого» ребенка.
4 слайд
Можно выделить основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ:
1. Медицинские проблемы.
2. Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества.
3. Экономические - ухудшение качества жизни.
4. Проблемы внутрисемейных отношений, проблемы личного плана.
5. Самоизоляция, потеря смысла жизни.
5 слайд
Условия успешного сопровождения:
- раннее начало коррекционной работы с ребенком;
- благоприятная семейная обстановка;
- партнерское взаимодействие образовательного учреждения с семьей (возможно сетевое сотрудничество);
- комплексное психолого - медико- педагогическое сопровождение.
Наше МДОУ №2 «Золотая рыбка» посещают несколько детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом внимании, ласке, понимании. Это дети с ДЦП, ЗПР, с синдромом Дауна, нарушением ОДА. Дети посещаютнаш детский сад с раннего возраста и интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками.
6слайд
В МДОУ эффективно используются следующие формы сотрудничества с родителями:
- Анкетирование, социологические опросы с целью получения информации о ребенке, семье на темы « Готовы ли вы сотрудничать с воспитателями?», « Талантлив ли ваш ребенок?», « Стили воспитания в семье», « Каков темперамент вашего ребенка?».
- Семинары - практикумы. В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой. Затем учатся применять полученные знания на практических упражнениях.
-. Досуговые мероприятия предполагают проведение совместных праздников, участия в выставках, конкурсах. Они помогают раскрепощению, объединению родителей, детей и педагогов. Интересно проходят такие праздники, как « День матери», « Сильные, смелые, ловкие», выставка поделок « Волшебный сундучок осени», « Край любимый и родной ~ нет тебя красивей».
- Индивидуальные консультации специалистов. Педагог - психолог предоставляет родителям информацию о результатах диагностики, учит радоваться достижениям ребенка, дает рекомендации по развитию познавательных процессов, помогает преодолеть родителям « особого» ребенка страхи, неконструктивные установки. Для нас важно, чтобы родители не оставались один на один со своими проблемами.
- Групповые родительские собрания. Педагог-психолог проводит родительские собрания с элементами тренинга, в форме круглого стола, дискуссий. Темы собраний: «Психологическая подготовка ребенка к школе», « Достижения моего ребенка», «Каков темперамент моего ребенка».
- Наглядно- информационные формы. Мы проводим: дни открытых дверей, размещаем информацию в родительских уголках, в папках - передвижках, на сайте МДОУ. Разрабатываем памятки для родителей
- «Помощь родителям, воспитывающих детей с ДЦП», «Если ваш ребенок гиперактивный», «Готовим ребенка к школе» и др.
- Родительские клубы. В нашем детском саду организован « Клуб заботливых родителей» с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей раннего возраста. Участниками заседаний клуба являются все специалисты МДОУ. Педагог - психолог проводит заседания в форме тренингов, вечера вопросов и ответов. Родители с удовольствием обмениваются семейным опытом воспитания детей раннего возраста, разыгрывают ролевые ситуации, выполняют арт- терапевтические упражнения. Темы заседаний родительского клуба выбираются в основном по запросам родителей : « Знаем ли мы права ребенка?», « Адаптируемся вместе», « Кризис трех лет», « Развитие речи детей раннего возраста».
- Поощрение родителей за сотрудничество. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом особенно нуждаются родители детей с особенностями в развитии.
7 слайд
Организация в детском саду кратковременного пребывания «особого» ребенка. С таким ребенком мы проводим индивидуальные занятия в присутствии родителя в удобное для них время. В ходе занятий обучаем родителей некоторым приемам развития познавательных процессов, приемам саморегуляции.
8 слайд
В нашей консультативной практике свою эффективность показали такие средства воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание родителей, перефразирование, резюмирование, информирование. Важным аспектом в работе с родителями, мы считаем информирование их о других учреждениях в нашем городе и других городах, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их родителям ( сообщество «Даун Синдром», «Общество помощи аутичным детям «Добро», центр психолого -педагогической реабилитации и коррекции «Детство» г. Й-Ола, центр ППМС помощи детей с ОВЗ «Гармония» г. Чебоксары.)
Это необходимо родителям - помочь устанавливать контакты с другими родителями, имеющими схожие проблемы, не замыкаясь в своих.
Процесс психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является длительным, сложным. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты в развитии детей с ОВЗ - пусть заметные не сразу, а через длительный срок.
9 слайд
(Спасибо за внимание!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ
Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-пов...
Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"
Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...
Проект педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
Рождение ребенка нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП делает семью «особой». Семья этого ребенка имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она нахо...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Этапы оказания психологической поддержки родителям, воспитывающих детей-инвалидов (ОВЗ).
Статья содержит описание проживания родителями известия о диагнозе ребенка. Материал предназначен педагогам-психологам, педагогам, работающим с семьей, имеющей ребенка - инвалида (ОВЗ)....
Поддержка родителей воспитывающих детей с РАС.
Материал для родителей и педагогов воспитывающих детей с РАС...
Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.
Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....