«Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике

Андреева Любовь Ивановна

Выступление на республиканском семинаре - практикуме

«Инклюзия и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для успешности ребенка в условиях  дополнительного образования»

В данной работе рассмотрены проблемы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Выявлена и обоснована необходимость создания в ДОУ условий для успешного сопровождения. Обощается практический опыт использования в ДОУ различных форм сотрудничества с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_respublikanskom_seminare_ddt.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на республиканском семинаре - практикуме

«Инклюзия и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для успешности ребенка в условиях

дополнительного образования»

выступление по теме:

«Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Педагог-психолог

Андреева Любовь Ивановна,

Высшая квалификационная категория

МДОУ детский сад № 2 «Золотая рыбка»

г. Козьмодемьянск

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому важно самим взрослым сохранить здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально - педагогического и психологического сопровождения их семей.

2 слайд

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого-медико-педагогического сопровождения родителям детей с особенностями в развитии.

Основная цель ее - повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, формирование адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала.

Необходимо, чтобы психологическая поддержка была непрерывной, комплексной, предъявляющей адекватные требования к личностным качествам педагога- психолога и его квалификации.

3 слайд

Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ решает множество важных задач:

- установление партнерских отношений с семьей, эмоциональной взаимоподдержки;

-  повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своим ребенком;

- формирование навыка наблюдения за ребенком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие « победы» своего малыша;

-  помощь в усвоении родителями уверенного, доброжелательного, спокойного стиля общения с целью обеспечения ребенку чувства комфортности;

-   воспитание потребности у родителей обращаться за квалификационной помощью к специалистам в вопросах коррекции и воспитания « особого» ребенка.

4 слайд

Можно выделить основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ:

1.     Медицинские проблемы.

2.     Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества.

3.     Экономические - ухудшение качества жизни.

4.     Проблемы внутрисемейных отношений, проблемы личного плана.

5.     Самоизоляция, потеря смысла жизни.

5 слайд

Условия успешного сопровождения:

- раннее начало коррекционной работы с ребенком;

- благоприятная семейная обстановка;

-    партнерское   взаимодействие   образовательного   учреждения   с       семьей   (возможно   сетевое сотрудничество);

- комплексное психолого - медико- педагогическое сопровождение.

Наше МДОУ №2 «Золотая рыбка» посещают несколько детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом внимании, ласке, понимании. Это дети с ДЦП, ЗПР, с синдромом Дауна, нарушением ОДА. Дети посещаютнаш детский сад с раннего возраста и интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками.

6слайд                                                                                                                 

В МДОУ эффективно используются следующие формы сотрудничества с родителями:

- Анкетирование, социологические опросы с целью получения информации о ребенке, семье на темы « Готовы ли вы сотрудничать с воспитателями?», « Талантлив ли ваш ребенок?», « Стили воспитания в семье», « Каков темперамент вашего ребенка?».

-  Семинары - практикумы. В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой. Затем учатся применять полученные знания на практических упражнениях.

-. Досуговые мероприятия предполагают проведение совместных праздников, участия в выставках, конкурсах. Они помогают раскрепощению, объединению родителей, детей и педагогов. Интересно проходят такие праздники, как « День матери», « Сильные, смелые, ловкие», выставка поделок « Волшебный сундучок осени», « Край любимый и родной ~ нет тебя красивей».

-    Индивидуальные консультации специалистов. Педагог - психолог предоставляет родителям информацию о результатах диагностики, учит радоваться достижениям ребенка, дает рекомендации по развитию познавательных процессов, помогает преодолеть родителям « особого» ребенка страхи, неконструктивные установки. Для нас важно, чтобы родители не оставались один на один со своими проблемами.

-  Групповые родительские собрания. Педагог-психолог проводит родительские собрания с элементами тренинга, в форме круглого стола, дискуссий. Темы собраний: «Психологическая подготовка ребенка к школе», « Достижения моего ребенка», «Каков темперамент моего ребенка».

- Наглядно- информационные формы. Мы проводим: дни открытых дверей, размещаем информацию в родительских уголках, в папках - передвижках, на сайте МДОУ. Разрабатываем памятки для родителей

- «Помощь родителям, воспитывающих детей с ДЦП», «Если ваш ребенок гиперактивный», «Готовим ребенка к школе» и др.

-  Родительские клубы. В нашем детском саду организован « Клуб заботливых родителей» с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей раннего возраста. Участниками заседаний клуба являются все специалисты МДОУ. Педагог - психолог проводит заседания в форме тренингов, вечера вопросов и ответов. Родители с удовольствием обмениваются семейным опытом воспитания детей раннего возраста, разыгрывают ролевые ситуации, выполняют арт- терапевтические упражнения. Темы заседаний родительского клуба выбираются в основном по запросам родителей : « Знаем ли мы права ребенка?», « Адаптируемся вместе», « Кризис трех лет», « Развитие речи детей раннего возраста».

- Поощрение родителей за сотрудничество. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом особенно нуждаются родители детей с особенностями в развитии.

7 слайд

Организация в детском саду кратковременного пребывания «особого» ребенка. С таким ребенком мы проводим индивидуальные занятия в присутствии родителя в удобное для них время. В ходе занятий обучаем родителей некоторым приемам развития познавательных процессов, приемам саморегуляции.

8 слайд

В нашей консультативной практике свою эффективность показали такие средства воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание родителей, перефразирование, резюмирование, информирование. Важным аспектом в работе с родителями, мы считаем информирование их о других учреждениях в нашем городе и других городах, оказывающих помощь детям с ОВЗ и их родителям ( сообщество «Даун Синдром», «Общество помощи аутичным детям «Добро», центр психолого -педагогической реабилитации и коррекции «Детство» г. Й-Ола, центр ППМС помощи детей с ОВЗ «Гармония» г. Чебоксары.)

Это необходимо родителям - помочь устанавливать контакты с другими родителями, имеющими схожие проблемы, не замыкаясь в своих.

Процесс психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является длительным, сложным. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты в развитии детей с ОВЗ - пусть заметные не сразу, а через длительный срок.

9 слайд

 (Спасибо за внимание!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ

Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием  личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-пов...

Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

Проект педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Рождение ребенка нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП делает семью «особой». Семья этого ребенка  имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она нахо...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Этапы оказания психологической поддержки родителям, воспитывающих детей-инвалидов (ОВЗ).

Статья содержит описание проживания родителями известия о диагнозе ребенка. Материал предназначен педагогам-психологам, педагогам, работающим с семьей, имеющей ребенка - инвалида (ОВЗ)....

Поддержка родителей воспитывающих детей с РАС.

Материал для родителей и педагогов воспитывающих детей с РАС...

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....